издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Шпаргалок" на всю жизнь не напасёшься...

Мой собеседник Александр Викторович Гаврилюк прошёл немалый путь от студента педагогического вуза до ректора. Буквально, не выходя из родных стен чуть ли не сорок лет! Диплом об окончании физического факультета получил в 1968 г. Местом распределения стала кафедра физики. Она же дала путёвку в науку: защитился, работал на разных должностях - заведующим кафедрой, проректором и, наконец, в 1995 году приказом министра образования утверждён ректором педагогического университета. А до этого учился в 11-й ангарской школе; особенно благодарен учительнице математики Анне Семёновне Пикуль - она чуть ли не прочертала магистральный путь жизни.

— Сейчас мне так и кажется, — говорит он, — а скажи мне кто-нибудь тогда, что я буду ректором, да ещё педвуза…

— Тем не менее это случилось, Александр Викторович, и есть повод поговорить о призвании учителя. Я начинал в 60-е годы в «Молодёжке», так не помню случая, чтобы в очерке об учителях раз 10 не повторялось это грозно-требовательное: а есть ли у тебя призвание?

— Я понимаю, что для сарказма на эту тему поводов можно найти предостаточно. Действительно, почему у инженера призвания не требуют, и ещё у многих сотен и тысяч профессий — тоже. Но сегодня, когда учителю так трудно, когда ещё совсем недавно они бастовали (а помним ли мы с вами, чтобы в школах раньше подобное было?), чтобы хоть какую-либо сносную зарплату получать, надо упираться на двух ставках, то ничего другого на ум не приходит, кроме одного: да, в педагогический идут вполне осознанно. Поэтому давайте оставим в стороне громкие слова (я их стараюсь не использовать в своём лексиконе), а спросим: какие качества мы хотели бы видеть в своих абитуриентах? То есть что от них сегодня требуется в школе? При всём при том быть бессребреником и знать, что ни громкой славы, ни денег, а порой и просто благодарности здесь можно не дождаться до конца дней своих. Надо знать сегодняшних детей (они нынче совсем не такие, какими мы были с вами), знать, что это от родителей, от общества, от окружающего мира они взяли «на вооружение» далеко не самое лучшее. Чего стоит, например, достаточно заметное социальное расслоение в обществе. Одна девочка приходит в школу в золотых серёжках, другая — в сером, невзрачном платьице. Вы что, думаете, они дружат между собой?

— Я хотел подарить внуку свой мобильник, а он в ответ: ты что, дед, хочешь, чтоб надо мной пацаны смеялись, такую рухлядь мне предлагаешь! Всё это воспринимается детьми весьма болезненно. Вот и попробуйте поговорить с ними о «высоких» материях, о нравственном долге человека. И потом, они же «всё знают»: из Интернета можно выкачать любую информацию.

— Да, неграмотный учитель сегодня — это нонсенс. Лучше уж сразу покинуть школу. Или… доучиваться.

— А школьный учительский коллектив?..

— Ну, это особый разговор. Если ты здесь не «поставишь себя», трудно придётся. Борьба мнений, порой интриги, зависть; вмешательство, часто неуместное, во все эти перипетии родителей… Всё очень непросто. Хорошо, если удалось попасть в школу, где директор всё это пресёк на корню, где сложилась добрая атмосфера… Слава Богу, таких школ большинство. Хотя, повторюсь, школа — это бесконечно меняющаяся суперактивная особая среда, не сравнимая, пожалуй, ни с одним родом деятельности человека.

— Понимают ли это ваши абитуриенты?

— Вначале, думаю, только на уровне инстинкта. Потом, с практикой, с годами осознание своей особой учительской роли к большинству приходит. К кому нет — он хорошим учителем не станет.

— А дома ждут семейные заботы, свои дети, тетради, подготовка к урокам, подгулявший муж (или полное отсутствие такового). Наверное, потому в школе так мало мужчин…

— Конечно, мужчины в школе есть, но это жалкий процент. Действительно, только женщине, наверное, под силу выдержать такой психологический (и физический) «напряг».

— А ведь когда-то в России это была сугубо мужская профессия.

— Да, была. И уважалась не в пример сегодняшним дням. Учитель, может, и не был состоятельным человеком, но никогда не бедствовал.

— И всё же конкурс в ваш педуниверситет очень даже неплохой — 3 — 4 человека на место. А на некоторые специальности он даже больше. Значит…

— Значит, несмотря на все эти трудности (да обо всех ли мы сказали?), а может, вопреки, профессия учителя интересна по природе своей.

— Александр Викторович, давайте приведём хотя бы немного статистики: кто к вам идёт сегодня?

— Прежде всего это дети из небогатых, неполных семей и т.п. 60% — сельские ребята. Более половины поступающих — девушки. Выпускаем мы в год 1200 дипломников. Потребность области в учителях — около двух тысяч человек. Около 800 человек дают госуниверситет и лингвистический университет. И всё равно во многих школах постоянный дефицит учителей, вот почему много тех, кто работает на двух ставках, вынужден таким образом пополнять семейный бюджет.

— Если бы все выпускники шли в школу, дефицита, наверное, не было бы… Я помню, в «партийные» времена за этим строго следили: были комиссии по распределению, существовала отработка…

— Не надо обольщаться: и тогда многие выпускники легко обходили эти препоны. Приехал на село выпускник, ему положено было жильё. Если получал, мог и остаться, а мог (если плохо встретили) и лыжи навострить в другие места. А что говорить о сегодняшнем дне?

— Выходит, значительный процент выпускников так в школу и не попадает?

— Да, такова действительность, хотим мы того или нет, но они или сами трудоустраиваются по специальности, или идут… в любые отрасли «народного» хозяйства. Пристраиваются где могут. Но я не вижу в этом особой драмы. Во-первых, кто хочет, тот добьётся — в школу попадёт обязательно. А найдёт себя в другом деле — честь и хвала нашему высшему образованию, дающему выпускнику возможность проявить себя в любом деле. Повторяю, получив фундаментальные знания по определённой профессии, легко найти себя в любой должности. Что и происходит.

— Какая сегодня стипендия у студентов?

— В каждом вузе суммы неодинаковые, у нас обычная стипендия для успевающего студента — 800 рублей; тем, кто живёт в социально неблагополучных семьях, — 1080 рублей.

— Вроде бы неплохо?

— А вы пересчитайте на наше с вами время учёбы, когда мы получали 35 рублей госстипендии, и у вас 800 рублей превратятся в 15. Можно на них прожить, как вы думаете? А ведь недавно платили ещё меньше.

— Сильно ли различаются преподавательские зарплаты в школах и у вас, в университете?

— Давайте считать. Доцент до дефолта получал приблизительно 500 долларов. После 1998 года — 100 долларов. Сейчас — 350. То есть по зарплате мы подошли к 1990-м годам. Преподаватель в вузе получает практически те же деньги, что и школьный учитель, — около 5-8 тысяч… если ему повезло устроиться на 2 ставки.

— Бюджетники, платный набор… Как у вас с этим?

— С самого начала ставку мы делали на бюджетников — и выиграли, потому что далеко не все родители, сначала заплатившие за детей, смогли делать это и дальше. И вообще, стараясь сохранить контингент студентов, мы после первого курса многих переводим с коммерческой основы на бюджетную. Этого не делает, пожалуй, ни один вуз города. Мы не пошли по пути увеличения выгоды, дохода; наоборот, государственный приём с каждым годом растёт.

— В вашем институте я был лет эдак 15 назад. То, что довелось увидеть сегодня, не идёт с тем временем ни в какое сравнение: уютно, чисто, в аудиториях евроремонт. Замечательный актовый зал, библиотеки, лаборатории с современными приборами и оборудованием, даже учебный телескоп есть. А какой порядок везде… Самое удивительное, я не увидел ни единой царапины на учебных столах. А вспоминаются с ржавыми потёками стены, хлопающие, без замков двери… Совсем другой вуз!

— Да, было такое — с крыш текла вода, годами шёл бесконечный ремонт. Откуда такие метаморфозы? Конечно, всё пришло не сразу и не вдруг. В Министерстве образования приходилось доказывать, вырывая бюджетные вливания, что не можем мы, не имеем права растить в «конюшенных» условиях Учителя. Убедил — дали и на капитальный ремонт учебных корпусов, и на общежития. Оснастили лаборатории, приобрели порой просто уникальные приборы. Конечно, зарабатывали и сами, помогали спонсоры. Не скрою, были и такие, что предлагали кинуть средства на зарплату прежде всего. Мы не пошли на это: сначала надо построить такой дом, чтобы жилось и работалось в нём комфортно, чтобы не жалость вызывал, а гордость, что мы не хуже любого вуза в городе. Конечно, оценили это и студенты: там, где хорошо, где красиво, рука не поднимается пакостить. Стены — они тоже фактор воспитания. Мы считаем каждую копейку, научились экономить в большом и в малом.

На предстоящие четыре года университет получит 90 млн. рублей на капитальное обновление корпусов плюс 36 млн. на ремонт общежитий. Эти суммы значительно больше тех, что выделены в других вузах области. Деньги эти надо окупать, а точнее, оправдывать — и хорошо, что в Министерстве образования (которое мы склонны и нещадно поругивать) понимают: наш университет куёт кадры для всего учительского корпуса области. 60% человек, работающих в управленческих структурах образования, — тоже наши выпускники. Всего вуз подготовил огромную «армию» в 50 тысяч учителей. А сегодня семь тысяч молодых людей обучаются 34-м специальностям, многие из которых освоены университетом совсем недавно. Что касается учебного процесса, то это разговор особый. Скажу вкратце: за последние годы мы значительно расширили систему довузовской подготовки. Это психолого-педагогические классы в школах Иркутской области, подготовительные курсы, педагогические лицей и колледж при педуниверситете, педагогические училища и колледжи, реализующие профессиональные образовательные программы повышенного уровня.

Наша основная цель — гармонично совместить в образовательном процессе общекультурную, фундаментальную, психолого-педагогическую составляющие профессиональной подготовки учителя. Гибкость учебных планов позволяет сочетать традиции дисциплин в их взаимосвязи, осваивать и внедрять отечественные и зарубежные передовые методы обучения.

— Александр Викторович, вы наверняка были в вузах за рубежом, знакомились там с постановкой высшего образования.

— Здесь тоже много интересного. Обучение и особенно сдача экзаменов в США, например, идёт некими «блоками». Вот этот «блок» тебе нравится, ты его учишь, сдаёшь экзамен. Другой «блок» считаешь не нужным, но… сдавать экзамен обязан! Вроде бы нарушается единая образовательная цепь, и нам кажется, что это плохо. А их устраивает! Вообще-то ни в одной стране сугубо общей концепции я не заметил. Бывал в университетах Китая, Кореи — там считают (да и на Западе, кстати, тоже), что студенту не нужно базовой основы образования. Ты преподаёшь физику для будущих учителей — и этого хватит. Разница в принципе значительная: наши студенты получают глубокое фундаментальное образование, позволяющее применять его достаточно широко, чем мы гордимся. Был я и в Германии — вот с ними у нас много общего.

— Александр Викторович, подчас вузовские программы вызывают у преподавателей чуть ли не зубовный скрежет. Раскройте «секрет», как и кто их создаёт?

— Да никакого секрета тут нет, очень много от лукавого. Конечно, раз они утверждаются министерством — его и хочется «ругнуть». Но ведь пишут-то программы не министерские чиновники, а лучшие педагогические кадры лучших вузов страны, учёные и практики, наработавшие большой опыт. Так что большинство претензий — к ним. Это первое. И второе — вузу даётся достаточно широкое поле для самостоятельности; 30% программы вы вправе корректировать по своему усмотрению. Но базовые, основные «пункты» менять как вам заблагорассудится, конечно же, нельзя. И я полагаю, это правильно. И потом, только плохой преподаватель воспринимает программу как догму: ни шагу вправо, ни шагу влево. Импровизация, ширина кругозора, объёмная, яркая лекция, даже некий артистизм всегда отличали замечательного педагога от «начётника», читающего «по шпаргалке». Как в вузе, так и в школе.

«Шпаргалок» на все случаи жизни всё равно не напасёшься…

Борис АБКИН, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры