издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пиррова победа? Положительный исход референдума может спровоцировать политический кризис в Приангарье

  • Автор: ДИМИТРИЙ ЕЛОВСКИЙ

Через неделю должен пройти референдум по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В случае его положительного исхода в Приангарье может разразиться очередной политический кризис. Депутатский корпус области во главе со спикером Виктором Кругловым может попытаться уравновесить возрастающее в этом случае влияние губернатора ограничением его полномочий через внесение поправок в Устав области. На стороне спикера, по оценкам экспертов "Конкурента", уже не менее 30 депутатов, голоса которых необходимы для изменения главного областного закона. У губернатора - только раздробленная, уже раздираемая внутренними конфликтами администрация.

Александр Тишанин стал губернатором Иркутской области в сентябре прошлого года. Этому предшествовала многомесячная борьба за кресло главы области между различными заинтересованными группировками. Эксперты посчитали, что Тишанин — нейтральная фигура, не принадлежащая противоборствующим группировкам, которая должна быть равно удалена от всех заинтересованных региональных игроков. Элита области и глава государства в своих заявлениях выразили надежду на то, что Тишанин сможет консолидировать региональные политические силы.

Однако на деле всё вышло иначе. Сначала новый губернатор вызвал раздражение тем, что внёс в Заксобрание на должность своего первого заместителя кандидатуру никому не известного Юрия Параничева — главы Тракторозаводского района Челябинска, родного города Тишанина. Параничева удалось утвердить только в декабре и со второго раза. Потом новоиспечённый губернатор встал на сторону компании «Газпром» в вопросе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. При том, что бывший спикер Заксобрания Виктор Круглов в бытность свою гендиректором «Саянскхимпласта» был связан с компанией ТНК-ВР — прямым конкурентом газового монополиста в ковыктинском вопросе.

Осложняет ситуацию и близящийся референдум. Его результат уже прочно связан с политическим реноме Тишанина: губернатор его инициировал, под его давлением была назначена его дата — 16 апреля, хотя все аналитики в голос говорили, что за полгода к таким мероприятиям невозможно подготовиться. Дошло до того, что губернатор является фактически главным агитатором идеи объединения области и округа. Это вроде бы выгодно для его противников: в случае провала референдума ответственность ляжет на плечи первого лица. Однако в федеральном центре так не считают — отвечать придётся всем. А чтобы региональной элите ещё больше стали понятны последствия провала президентской политики укрупнения регионов в отдельно взятых двух субъектах федерации, приезжавший в минувшее воскресенье замруководителя администрации президента Владислав Сурков дал некоторые разъяснения. «Мы в Кремле очень беспокоимся за исход референдума по объединению Иркутской области и Усть-Орды. Страшно даже и подумать, что будет с вашими регионами, если референдум не состоится», — цитирует Суркова один из наших собеседников.

Опасные обещания

Таким образом, отрицательный исход референдума не выгоден в Иркутской области никому. Более того, как рассказал «Конкуренту» источник, близкий к штабу референдума, в день голосования явка по области скорее всего превысит необходимые 50%. По его словам, по последним замерам, которые предназначены для внутреннего использования среди политтехнологов, в среднем по городам и районам Приангарья предполагаемая явка превысит требуемый процент. Вызывает опасения Иркутск, где пока избирательная активность прогнозируется на уровне около 45%. Однако такие цифры для областного руководства уже неактуальны. Приезжавший на прошлой неделе пол-пред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин на совещании с мэрами добился от них обещания обеспечить в муниципальных районах явку не менее 75%. Владимир Якубовский тогда же пообещал по Иркутску 65%.

Более того, глава областного центра повторил своё обязательство перед Владиславом Сурковым. Теперь в штабе и в «Единой России» хватаются за голову: даже с применением административного ресурса и различных «дополнительных спецмероприятий» в день голосования вряд ли удастся получить цифру более 60%. А Владислав Сурков, по словам очевидцев, отдельно себе пометил обещание Якубовского. Для последнего это уже прямая угроза: Сурков курирует политическую партию «Единая Россия». Якубовский — секретарь политсовета её Иркутского регионального отделения (ИРО). В начале мая должна пройти внеочередная отчётно-выборная конференция единороссов Приангарья. В случае невыполнения своих обязательств иркутский мэр рискует лишиться своей партийной должности. Проблем ему добавляет то, что на встрече с активом партии Сурков отдельно отметил, что, несмотря на неплохую организационно-техническую часть, в подготовке к референдуму напрочь отсутствует какая-либо идеология. И если неспособность разработать внятную идеологическую платформу штабом — это проблема областных властей, то отсутствие такой платформы у «Единой России» очень озаботило московского гостя. В результате если даже Владимир Якубовский усидит на месте секретаря, что вполне возможно, пострадать он всё равно может.

Обрезание полномочий

Однако в большей степени от того, будет ли соответствовать явка на референдуме ожиданиям федерального руководства, зависит судьба губернатора Александра Тишанина. Дело в том, что Виктор Круглов, судя по всему, и дальше настроен занимать жёсткую позицию по отношению к главе исполнительной ветви власти. В пятницу на комитете по госстроительству Заксобрания был представлен проект поправок в Устав Иркутской области. По нему сильно ограничиваются полномочия губернатора. В частности, после принятия поправок он должен будет согласовывать не только кандидатуру своего первого зама, но и руководителей шести исполнительных органов власти: по финансам, госсобственности, социальной защите, сельскому хозяйству, охране окружающей среды, лесопромышленному комплексу. Фактически это ключевые фигуры в структуре обладминистрации. При этом Заксобрание получило возможность ещё и выражать недоверие ранее согласованным должностным лицам. На законопроект уже получены положительные заключения учёных и Минюста. Ещё этими поправками полномочия губернатора урезаются, как выразился один из экспертов, «по самое не хочу». По его мнению, таким образом депутаты Заксобрания могут компенсировать возросший после положительного исхода референдума политический вес главы обладминистрации.

Ответ областных чиновников был очень жёстким. Первый заместитель губернатора Юрий Параничев заявил, что «это будет их (депутатов. — «Конкурент») ошибка как законодателей». «Им надо внимательнее читать Конституцию, федеральное и региональное законодательство, Устав и положение о губернаторе, — пояснил он. — Они пытаются изменить закон для решения своих амбициозных задач и противоречат сами себе. Ведь ещё в августе прошлого года депутаты проголосовали за кандидатуру Александра Георгиевича (Тишанина. — «Конкурент»), наделили его полномочиями в соответствии с действующим Уставом. В том числе и полномочием без согласования со сторонними лицами назначать своих заместителей. А сейчас они пытаются лишить его этого права. Где логика?». Юрий Параничев настроен на борьбу, но шансов у обладминистрации не так много. Заслуженный юрист России, председатель облизбиркома Виктор Игнатенко считает, что подобные новации не будут противоречить федеральному законодательству: «Например, в Московской области несколько заместителей утверждаются региональным парламентом». С Игнатенко согласен и его коллега-юрист, председатель гордумы Иркутска Андрей Лабыгин, который считает, что никаких юридических препятствий к принятию таких поправок нет.

Нет и политических препятствий для принятия нового варианта Устава. Во-первых, Виктор Круглов уже давно в состоянии «поставить под ружьё» не менее 30 законодателей — столько нужно, чтобы сначала принять закон, а потом продавить вето губернатора, если он его попытается наложить. Кроме того, и в самой команде губернатора нет единства — в последнее время сам Юрий Параничев, курирующий экономические вопросы, всё чаще сталкивается с заместителями своего блока. В частности, по неофициальной информации, с недавних пор у него испортились отношения с замом по экономическим вопросам Владимиром Третьяком.

Призрачная угроза

В итоге глава области, даже если и проведёт референдум с положительным исходом, вовсе не застрахован от масштабного политического кризиса сразу после 16 апреля. При этом надежды на помощь из Кремля могут и не оправдаться: ведь федеральное руководство требует явку не менее 65-75%, что достаточно сложно сделать. Чтобы хоть как-то достичь заветной цифры, областным властям придётся применять административный ресурс. По информации «Конкурента», уже сейчас идёт работа по контролю явки в день голосования работников крупных предприятий и их семей. По неофициальным данным, учителя в следующее воскресенье обязаны будут обходить квартиры своих учеников и контролировать, проголосовали ли их родители. Штабисты работают с представителями воинских частей и органов ГУИН с целью повышения числа проголосовавших в этих подразделениях. Однако Владислав Сурков на встрече с активом «Единой России» высказал мысль, сходную с той, которую давали эксперты «Конкурента» несколько недель назад. Когда он указал на отсутствие идеологии в кампании, Сурков, по словам одного из наших себеседников, сказал примерно следующее: «Административный ресурс — это, конечно, хорошо, и им можно пользоваться, но необходимо на первый план ставить идеологию. Впереди выборы в Госдуму и президентская кампания, и излишнее увлечение адмресурсом может снизить явку на них».

Эксперты и политики по-разному оценивают возможность открытого противостояния между главой региона и спикером. Например, Владимир Якубовский однозначно заявил корреспонденту «Конкурента», что никакого конфликта между властями не будет. От дальнейших комментариев он уклонился. Представитель обладминистрации в Совете Федерации Дмитрий Мезенцев также назвал такое предположение «слухами, раздуваемыми людьми, которым выгодно столкновение спикера и губернатора». В то же время экс-спикер Заксобрания Сергей Шишкин считает, что противостояние не за горами. «Конфликт есть. С момента неутверждения Параничева в сентябре и преодоления вето губернатора (на закон о межбюджетных отношениях, вето на который наложил ещё Борис Говорин, но Александр Тишанин не стал его отзывать. — «Конкурент»), — полагает эксперт, — и при любом развитии событий его эскалация произойдёт после 16 апреля». Хотя председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Максим Сурнин считает, что открытого конфликта не может быть. «Чтобы он был, должен быть предмет конфликта, — разъяснил свою точку зрения депутат, — а его нет». По мнению Сурнина, даже если обладминистрация попытается не пропустить поправки в Устав, это не вызовет конфликта: «Это обычный рабочий момент».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры