Лев Дамешек: Добрые зёрна взаимного уважения нужно закладывать сейчас
Наш корреспондент беседует с ректором Иркутского института повышения квалификации работников образования, доктором исторических наук, профессором Львом Дамешеком.
— Лев Михайлович, институт, как областное образовательное учреждение, не может оставаться в стороне от тех важных социальных и даже исторических процессов, которые идут сегодня в регионе. Как складываются взаимоотношения института и соответствующих учреждений Усть-Ордынского округа?
— У нас традиционно дружеские отношения с нашими коллегами, учителями из округа. Не одна сотня педагогов из Усть-Ордынского прошла переквалификацию и получила дипломы в стенах нашего института. Был, правда, период, когда эти отношения в какой-то степени ослабевали. Но в последнее время мы предприняли ряд обоюдных усилий для того, чтобы поставить их на уровень тех требований, которые современное общество к нам предъявляет.
В последнее время особенно важное значение приобретает так называемый региональный компонент. По большому счёту, это способность педагогического коллектива к анализу образовательного процесса как с точки зрения методической, содержательной, так и с точки зрения социальной. Наши кафедры истории, географии, русского языка и литературы совместно разрабатывают варианты краеведческих программ, в которых тема быта, традиций, истории и языка коренных народов Сибири проходит, что называется, рефреном. Думаю, уже в недалёком будущем мы представим такую программу на суд главного управления образования области и окружного отдела образования.
Сегодня в округе есть свой институт повышения квалификации. Мы готовы с ними сотрудничать. Совсем недавно я был в Усть-Ордынском, встречался с руководством окружного управления образования. Мы обсуждали возможные варианты такого сотрудничества. Я склоняюсь к тому, что Усть-Ордынский институт мог бы сосредоточиться на изучении и преподавании вопросов, связанных с национальными особенностями. Скажем, бурятский язык и бурятская литература, татарский язык и татарская литература и так далее. Что касается нашего института, мы могли бы взять на себя обязательства по повышению квалификации учителей остальных предметов, что у нас очень хорошо поставлено. Думаю, такое взаимодействие пошло бы на пользу обеим сторонам.
— Если предположить, что сотрудничество будет проходить под эгидой вашего института, учителя округа получат от этого какую-то конкретную пользу?
— Не забывайте, что у нашего института есть федеральная аккредитация и мы имеем право выдавать дипломы федерального образца. Естественно, учителя округа, которые пройдут у нас обучение, будут получать такие дипломы. Это дало бы им большие преимущества. У нас есть программа повышения квалификации и есть программа переподготовки кадров. Причём это бюджетные курсы, которые ни копейки не стоят учителям.
Кроме того, мы предполагаем в ближайшем будущем открыть ряд косвенных специальностей. На селе учителя обычно имеют небольшую нагрузку. Детей мало. Почему сложилась такая ситуация — другой вопрос. Отчасти это последствия демографического кризиса. В последнее время сельская школа особенно остро ощущает это на себе. А зарплата учителя складывается именно из нагрузки, и учителя, конечно, страдают. Но у нас есть программы, позволяющие учителям получить дополнительную специальность — психолога, логопеда или преподавателя ОБЖ. Это даст возможность учителю применить свои знания в родной школе, но уже в новом амплуа. Такого рода образовательные услуги, причём, повторюсь, на бюджетной основе, мы готовы предоставлять учителям округа.
Ещё один важный момент. Мы бы очень хотели помочь педагогам округа в освоении современных компьютерных технологий. Институт уже делал совершенно конкретные предложения по включению учителей округа в наши грантовские программы. Для бурятской стороны это опять же абсолютно бесплатно. Причём мы готовы либо принять учителей у себя, либо выехать в округ. Это уже как им будет удобней.
— Вы открываете массу новых программ. Расскажите подробнее, что сегодня представляет собой институт?
— Сегодня институт является методологическим и ресурсным центром по развитию тех инновационных программ и тенденций в образовании, которые в нашей области существуют. Это в большой степени связано с тем, что за последние два года институт существенно преобразился. Прежде всего, мы прошли федеральную аттестацию и аккредитацию. Мы существенно обновили свой преподавательский корпус и заодно понизили его средний возраст. Сегодня он не превышает 47 лет. В институте работают 17 докторов наук, а в целом «остепенённость» преподавательского состава составляет 82%. Это очень высокий показатель, один из самых высоких по всей Российской Федерации.
По основным показателям, а такие негласные критерии существуют, институт твёрдо держит вторую позицию в Сибири и на Дальнем Востоке, и пятую-шестую — по всей России. Совместно с главным управлением образования мы разработали, как мне кажется, оптимальную внутреннюю структуру института. Она вполне отвечает всем инновациям в образовании, которые в последнее время прослеживаются в стране. Это с одной стороны. С другой — мы нашли своё ноу-хау. Не секрет, что в большинстве областей отношения между учреждениями дополнительного образования и университетами оставляют желать лучшего. В нашем случае всё обстоит с точностью до наоборот. У нас есть договоры с классическим и педагогическим университетами, с Байкальским университетом экономики и права. В результате сотрудничества созданы четыре межвузовские кафедры.
Более того, у нас работает межрегиональный центр, учредителями которого являются пять субъектов федерации и две академии. Это Республика Бурятия, два Бурятских автономных округа — Агинский и Усть-Ордынский, Иркутская и Читинская области, Российская академия образования и Российская академия медицинских наук. Центр занимается разработкой здоровьесберегающих технологий в образовании. На его базе создана школа, которая так и называется — «Экология. Здоровье. Школа». Мы сплошь и рядом слышим нарекания родителей: дети устают на уроках, не справляются с высокими нагрузками. Экспериментальным путём выяснено, что если рационально построить школьное расписание, усвояемость материала значительно возрастает, а дети гораздо меньше болеют. В середине апреля предполагается презентация этой школы в Госдуме. Всё это и даёт нам некоторые основания утверждать, что у нас есть то, чего нет в других местах.
На этих примерах видно, насколько велик потенциал межвузовского и даже межрегионального сотрудничества. Мы совершенно отчётливо понимаем, что совместно с университетами мы делаем общее дело. У каждого из нас есть своя ниша, и это взаимодействие приносит только пользу.
— Только теоретическую, или практическую тоже?
— В том числе и практическую. Возьмём простой пример. Одним из наиболее эффективно работающих показал себя областной закон «О субвенциях». Он устанавливает чёткий порядок финансирования школ. Я не говорю, что мы полностью разработали этот закон, но его идеология и основной коллектив разработчиков вышли из этих стен. Это временный научно-исследовательский коллектив по экономике образования, в который входят сотрудники нашего института, главного управления образования и областной администрации.
Не нужно думать, что один может решить всё. По-моему, сегодня чётко прослеживаются тенденции не к разъединению, а, наоборот, к объединению, интеграции. И не только субъектов федерации, но и интеллектуального потенциала.
— Как известного историка, не могу не спросить вас, как вы относитесь к идее объединения субъектов федерации?
— Я и отношусь к ней как историк. Я много раз высказывался на эту тему публично, у меня вышло немало книг, посвящённых этой проблеме. У меня есть своя научная школа, это около 30 кандидатов и докторов наук, которые так или иначе данную тему разрабатывают. Могу сказать, что народы Сибири, независимо от этнической принадлежности, призваны жить дружно. Исторически так сложилось, что Сибирь, в том числе и наша область, это многонациональная территория. Кстати, как и вся Россия. С точки зрения этносов, трудно в Европе найти государство, где количество языков и культур было бы так же велико, как у нас.
Если мы вспомним древнерусское государство, то уже тогда в районе Новгорода рядом со славянами проживала чудь белоглазая — финны, карела, меря, весь и многие другие. По мере продвижения на восток, а это тоже предопределено исторически, доля нерусского населения постоянно росла. К началу 20 века она составляла уже 55%, то есть большую часть. Что касается нашей области, то и у нас проживает не только русское или бурятское население, но и, например, белорусы. Население наших западных районов, расположенных вдоль железной дороги в сторону Красноярского края, например, Нижнеудинского, Тайшетского и ряда других, на 90% состоит из выходцев из Белоруссии. Другое дело, что они давно ассимилировались, но этнически они выходцы именно из Белоруссии.
Когда мы говорим об интеграционных процессах, мы должны отчётливо понимать, что взаимное влияние культур, взаимное обогащение — всегда дело полезное. Подчёркиваю, нужно вести речь именно о взаимном влиянии. Здесь не может быть понятия «старшего» или «младшего брата», это шовинистический тезис. Все нации в едином субъекте федерации должны иметь равные возможности для реализации своих этнических запросов: культуры, языка, традиций, верований и так далее. Важно, чтобы это общение шло на пользу всем сторонам. И государство должно создавать соответствующие условия, выступать гарантом того, чтобы каждый народ вне зависимости от того, многочисленный он или нет, имел такие возможности.
В этом смысле мне представляется, что учительство играет очень важную роль. Я бы сравнил учителя с государственным служащим. Ведь политика в области образования — государственная политика. Конечно, реализуют её и начальники управлений, и чиновники, и много кто ещё. Но в массы её несут не они, а рядовые учителя. И государственная функция учителя в этом смысле исключительно высока. Он формирует зачатки нашего будущего гражданского общества. От позиции учителей в значительной степени зависит мировоззрение того поколения, которое через 10-20 лет придёт нам на смену. Я думаю, если мы сумеем заложить сейчас добрые зёрна взаимного уважения наций друг к другу, то плоды их воздадутся нам сторицей.
Беседовала Елена БАТУТЕНЕ, «Восточно-Сибирская правда»