Бизнес проверят временем. Власти предложат корпорациям подписать среднесрочные соглашения
К новым формам бизнес-сотрудничества готовит администрация Иркутской области корпорации региона. Областные власти планируют предложить ФПГ заключать в перспективе соглашения о сотрудничестве сроком на три-пять лет, а не на год, как сейчас. По словам первого заместителя главы администрации Юрия Параничева, сразу перейти на среднесрочные отношения корпорации не готовы, поэтому в 2006 году соглашения будут заключаться на год, а потом - перезаключаться на несколько лет. В корпорациях отметили, что возможность устанавливать договорённости с властью на среднесрочную перспективу им интересна. Эксперты говорят, что такая форма сотрудничества является оптимальной для корпораций и позволит снизить их риски.
В нынешнем году областные власти планируют заключить соглашения со всеми промышленными группами, представленными в регионе. Как рассказал «Конкуренту» первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев, их будет около 65. Большую часть соглашений предполагается подписать в первом полугодии 2006 года. Пока в «сером доме» согласовывается проект типового документа, разработанный комитетом по экономическому анализу и прогнозированию. Предположительно, проект будет подготовлен к концу следующей недели.
Об основных пунктах нового документа разработчики предпочитают не говорить до тех пор, «пока он не утверждён губернатором Александром Тишаниным». Юрий Параничев отметил, что областные власти готовят корпорации «к среднесрочному характеру отношений». «Подписывать соглашения на три-пять лет целесообразнее, — считает первый заместитель главы региона. — Это позволяет планировать работу и областным властям, например, при разработке бюджета, подготовке стратегии развития, и крупным компаниям». Юрий Параничев считает, что новые соглашения будут работать более эффективно, чем предыдущие, за счёт приложений, где будут указаны конкретные объекты и суммы, которые промышленная группа направит в социальную сферу Иркутской области.
Хотя вице-губернатор считает, что промышленные группы пока не готовы подписывать соглашения сроком на несколько лет. «Конъюнктура рынка носит очень сложный характер, и корпорациям нелегко просчитать свои перспективы на этот срок, — говорит он. — Как сейчас заключать соглашение с «Мечелом», когда не совсем понятно, что будет твориться на рынке в 2007 году по чёрным металлам? Как можно говорить о развитии лесопромышленного комплекса, когда до сих пор нет ещё целого ряда федеральных законодательных актов, где будут прописаны правила, в том числе и по работе с бизнесом в ЛПК? В общем, есть целый ряд моментов, которые пока не могут быть точно просчитаны. В итоге промышленные группы не готовы прописать в соглашении какие-то определённые условия, выполнение которых они не могут гарантировать».
Это подтверждают планы ОАО «СУЭК», которое собирается отказаться от долгосрочного планирования отношений с властью. В компании в нынешнем году решили подписать соглашение на год. Хотя в 2004 году договорённости фиксировались на двухлетний срок.
Между тем некоторым корпорациям хотелось бы построить с региональной администрацией среднесрочные отношения уже сейчас. Так, Восточно-Сибирская железная дорога, которая с 1995 года документально подтверждает своё сотрудничество с региональными властями, подготовила и направила региональным властям проект соглашения о взаимодействии и сотрудничестве на 2006-2008 годы. В рамках сотрудничества в 2006 году ВСЖД берёт на себя обязательства по закупке продукции предприятий региона, своевременному внесению денег в бюджет и внебюджетные фонды — около 5 млрд. рублей. В свою очередь, региональные власти должны, к примеру, компенсировать потери доходов магистрали от пригородных пассажирских перевозок, которые, по предварительным подсчётам, составят 118 млн. рублей, установить для ВСЖД более низкий тариф на электроэнергию. По мнению заместителя начальника ВСЖД по экономике и финансам Владимира Каутца, трёхлетнее соглашение даёт возможность «совместной работы по планированию бюджетов сторон, в том числе в части финансирования инвестиционных программ».
Аналитик «ФИНАМ» Александр Корниенко отметил, что большинство российских регионов заключает соглашения с ФПГ на три-пять лет. «В краткосрочном периоде сотрудничество не даст каких-то заметных результатов, на долгосрочный период что-то очень сложно прогнозировать: какие-то ФПГ к этому времени могут прекратить существование, сменить своих собственников или стратегию развития. Среднесрочный период позволяет предложить направления сотрудничества с реальными целями. Как показывает опыт, ФПГ охотно идут на подписание подобных соглашений — они снижают риски своего развития», — отметил эксперт.
Управляющий филиалом ОАО «СУЭК» в Иркутске Владимир Смагин отметил, что подписание соглашений подчёркивает серьёзность намерений, в отличие от устных, ни к чему не обязывающих обещаний. Директор по региональным программам лесопромышленной корпорации «Илим Палп» Андрей Калинин рассказал, что компания заключала подобные соглашения с Усть-Илимским, Нижнеилимским, Братским районами. В нынешнем году инициировано заключение соглашения с администрацией Иркутской области.
Александр Корниенко считает, что наибольший эффект такого рода соглашения дают при заключении их с градообразующими предприятиями, так как поддержка на уровне субъекта федерации обеспечивает им оптимальные условия для развития. «Если говорить о ФПГ, то, как правило, речь идёт о том, что они получают некие преференции, в том числе в плане приобретения региональных активов, но за это берут на себя социальные обязательства, более активно инвестируют в региональную экономику. По сути, для региона заключение соглашения с ФПГ является инструментом повышения инвестиционной привлекательности. Он не всегда работает, но практически никогда не приносит вреда», — считает аналитик.
Руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич не видит ничего плохого в самом заключении партнёрских соглашений между властью и крупным бизнесом. «Другой вопрос — насколько адекватно власть знает, чего хочет, и как формулирует свои требования. Главное — чтобы регион не сваливал на бизнес то, чем должна заниматься власть, например, свою работу в муниципальных образованиях, а это обычно самая проблемная часть, — считает эксперт. — Бизнес и без власти занимается тем, что ему нужно: нужна внутрикорпоративная политика — он делает, нужна благотворительность — он делает, это и есть его социальная политика». Причём, если крупный бизнес может договориться с властью, то малым предприятиям муниципальные образования просто диктуют свои условия, отмечает Зубаревич. «У малого бизнеса нет корпоративного ресурса, ему сложнее сопротивляться, и его просто продавливают своими условиями», — сказала она.
Возникают претензии к областным властям в сфере заключения соглашений с корпорациями у иркутских законодателей. Их выразил председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Максим Сурнин. Основным недостатком соглашений он считает отсутствие гласности. «Процесс закрытый, мы можем обсуждать содержание этих соглашений, но на уровне слухов. Открытой информации нет, и эта сверхсекретность надоела», — сказал он. Максим Сурнин предложил включить в процесс заключения соглашений представителей Законодательного собрания, поскольку парламент является «представительным органом, отражающим интересы людей».
***
Большинство российских регионов заключает соглашения с ФПГ на три-пять лет. «В краткосрочном периоде сотрудничество не даст каких-то заметных результатов, на долгосрочный период что-то очень сложно прогнозировать: какие-то ФПГ к этому времени могут прекратить существование, сменить своих собственников или стратегию развития. Среднесрочный период позволяет предложить направления сотрудничества с реальными целями. Как показывает опыт, ФПГ охотно идут на подписание подобных соглашений — они снижают риски своего развития».