издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рейдерское оружие

Сотрудники службы безопасности ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" ожидают рейдерской атаки. Во вторник заместитель генерального директора АНХК по безопасности Александр Эдельман на встрече с журналистами заявил, что "группа недружественных лиц" может совершить попытку захвата компании. На комбинате не исключают, что инструментом для проникновения к святая святых региональной нефтепереработки станет дело о выписанном в 1996 году векселе на 9,94 млрд. руб. Но большинство опрошенных "Конкурентом" экспертов не видит подобных угроз компании. В то время, когда "Роснефть" стала основным кредитором ЮКОСа, дело о банкротстве которого начнёт рассматривать арбитражный суд Москвы 28 марта, о сохранности имущественного комплекса опальной нефтяной компании опасаться не стоит. Основной претендент на активы компании Михаила Ходорковского, по мнению экспертов, является гарантом их целостности.

На прошлой неделе девятый арбитражный апелляционный суд Москвы удовлетворил жалобу АНХК и отменил решение арбитражного суда столицы о взыскании с компании 9,94 млрд. руб. долга по векселю 1996 года в пользу лихтенштейнской компании New Century Securities Management Anstald. Институт криминалистики ФСБ РФ, проводивший экспертизу представленного в суд векселя, установил, что предъявленная бумага является не оригиналом, а «цветной копией, выполненной на струйном принтере».

Скелет в шкафу

Истории дела о векселе уже полтора года. 15 сентября 2004 года московский адвокат Пётр Фалилеев предъявил компании вексель на сумму 58 млн. долларов, выписанный восемь лет назад. Срок его погашения истёк 15 июня 2004 года. Первым держателем векселя был неизвестный в регионе Рострабанк. Как заявил нашему корреспонденту Пётр Фалилеев, New Century в 1996 году выкупила у банка обязательства нефтекомбината.

На момент предъявления бумаги АНХК должна была с учётом процентов, составлявших 50% годовых, заплатить её владельцу 320 млн. долл., что превышало стоимость самой компании. Погашать вексель на комбинате отказались, сочтя предъявленный документ фальшивкой, о чём были поставлены в известность силовые органы. В ответ компания New Century подала иск в арбитраж Москвы.

На векселе стояла подпись главного инженера завода Анатолия Бабикова (ныне пенсионер — «Конкурент») и заместителя главного бухгалтера комбината Надежды Пинигиной (сейчас генеральный директор Единой торговой компании, до октября 2004 года контролировавшей сбыт большинства российских предприятий полимерной промышленности. — «Конкурент»). Оба фигуранта с 1998 года не работают на предприятии и сейчас проживают в Москве. Они стали основными свидетелями со стороны New Century.

Сам судебный процесс был полон детективных нюансов, что несвойственно для арбитражных процессов. Как сообщил журналистам заместитель генерального директора АНХК по безопасности Александр Эдельман, суду был предъявлен протокол заседания совета директоров предприятия, в котором содержались рекомендации по выпуску такого векселя. Но в архивах компании был найден протокол совета директоров, датированный так же, что и предъявленный противной стороной, однако не содержащий подобных рекомендаций. Тем не менее 3 мая 2005 года суд удовлетворил этот иск и отклонил ходатайство АНХК о проведении экспертизы векселя. Для того, чтобы довести дело до экспертизы, представители комбината обратились в апелляционную инстанцию. 2 августа 2005 года суд назначил экспертизу оспариваемого векселя. Экспертной организацией был назначен Институт криминалистики ФСБ РФ.

О том, что вексель выполнен на цветном принтере, стало известно 9 марта. «Но адвокат New Century извинился и сообщил, что криминалистам была дана копия векселя, и попросил приобщить к делу его оригинал. Правда, суд счёл это попыткой затянуть дело и отказался принять документ», — сказал Александр Эдельман.

Отвечая на вопрос журналистов о том, кто стоит за New Century, предъявившей вексель, представители АНХК были очень неконкретны. По словам руководителя правового управления комбината Виктора Власова, за этим стоит группа недружественных лиц. Причём он, ссылаясь на Рострабанк, сообщил, что все документы 1996 года там были уничтожены, а руководство банка сменилось. В то же время в АНХК признают, что займ у Рострабанка был, но предприятие по нему рассчиталось.

Продолжение следует

Виктор Власов считает, что New Century может подать новый иск или обжаловать решение суда в кассационной инстанции. Кроме того, существует опасность появления нового векселедержателя, который также может обратиться в суд с иском о взыскании денег с АНХК. Между тем Ангарский комбинат будет пытаться взыскать с New Century издержки на ведение процесса.

В свою очередь, Александр Эдельман полагает, что ГУВД Иркутской области возобновит уголовное дело по факту покушения на мошенничество. Оно было приостановлено в связи с отсутствием предмета преступления — векселя. Он предположил, что обвинения по этому делу могут быть предъявлены как Анатолию Бабикову, так и Надежде Пинигиной.

Тем временем представлявший в суде интересы New Century партнёр адвокатского бюро «ФортисЮрис» Пётр Фалилеев, отвечая на вопрос о намерениях опротестовать решение суда, заявил «Конкуренту», что пока линия поведения владельца векселя не определена. «АНХК так же, как и мы, ещё не получила решения апелляционного суда. Сказать сейчас «да» на ваш вопрос, наверно, было бы эмоционально оправдано. Но мы будем предпринимать какие-либо действия после того, как получим текст решения суда», — сказал он. Кроме того, по словам Фалилеева, ещё не ясна позиция New Century. Он сообщил, что ожидает в ближайшее время «инструкций от своего доверителя».

У адвоката также имеются претензии к суду. В частности, он высказал недоумение относительно отказа в удовлетворении ходатайства о вызове в суд тогдашнего генерального директора АНХК Фёдора Середюка, который занимал до недавнего времени руководящий пост в компании «ЮКОС РМ». По сведениям Петра Фалилеева, именно он заключил соглашение с Рострабанком в 1996 году.

«Конкуренту» удалось связаться с Надеждой Пинигиной, которая по телефону заявила, что на АНХК неверно трактуют решение суда. «Весь вопрос заключается в том, были миллиардные обязательства или нет, а в суде лишь признали вексель копией. Просто адвокат испугался отдавать оригинал», — сказала она. О своей возможной уголовной ответственности Пинигина говорить отказалась, отметив, что «ни от кого не скрывается». О перспективах уголовного дела по факту предъявления АНХК фальшивого векселя пока не хотят говорить и в ГУВД Иркутской области. Оно находится в главном следственном управлении, где до получения решения суда отказываются от комментариев.

Под прикрытием

Большинство опрошенных нами экспертов считают, что сегодня, когда ОАО «Роснефть» обозначилось в качестве главного фигуранта в деле о банкротстве ЮКОСа, вероятность захвата Ангарской компании становится очень низкой. Теперь вряд ли кто-то из вертикально интегрированных холдингов захочет иметь дело с рейдерами, покусившимися на потенциальную собственность госкомпании. В то же время как самостоятельный бизнес нефтепереработка в России не выгодна.

Аналитик компании «Атон» Дмитрий Лукашев подчеркнул, что «в силу разных причин производителю нефтепродуктов сложно выживать вне нефтяного холдинга, для самой АНХК выгоднее остаться в вертикально интегрированной структуре». Между тем, по его мнению, «Роснефть» имеет больше остальных шансов стать собственником Ангарского комбината.

Вопрос о введении в НК ЮКОС процедуры наблюдения, которая подразумевает переход контроля над компанией от собственников представителю основного кредитора, предполагается рассмотреть на заседании арбитражного суда Москвы уже в следующий вторник, 28 марта. Хотя процедура банкротства и инициировалась иностранными банками, сейчас заявителем в суде выступает «Роснефть», выкупившая долги ЮКОСа перед банками. И, как полагает Лукашев, не обязательно, что в случае с ЮКОСом «процедура банкротства будет длиться годами».

Фото Андрея ЛЕВКУНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры