Возвращение утраченного
На протяжении последних нескольких лет - когда в стране началось обсуждение реформы российской электроэнергетики - в регионе зреет мысль о создании единой электросетевой компании, в которой можно было бы объединить передающие мощности, принадлежащие различным организациям.
Самые крупные из них — это, разумеется, ОАО «Иркутскэнерго», генерирующее собственно электроэнергию, и ОГУЭП «Облкоммунэнерго», которое электроэнергию не производит, а перепродаёт полученные от «Иркутск-энерго» объёмы среди потребителей области. Разумеется, этим «Облкоммунэнерго» занимается далеко не бесплатно — продаёт электричество населению и предприятиям в среднем по 32,3 коп/кВт-ч, а получает по 9,31 коп/кВт-ч, имея таким образом доход около 250%. Классическая схема посреднической деятельности, от которой всячески пытается избавиться правительство при реформе отрасли.
Причин для того, чтобы устранить лишнее звено при передаче продукции наших ГЭС и ТЭЦ, несколько. Одна из наиболее очевидных — это регулярный рост затрат «Облкоммунэнерго», который непосредственно влияет на тарифы, прежде всего для населения (потому что крупные потребители более эффективно обслуживаются «Иркутскэнерго» напрямую). Если тарифы для населения выросли за последние два года на 15,5%, то затраты посредника — на 33,5%. И это почти наверняка означает, что в следующем году повышения вновь избежать не удастся. Другая важная причина, по которой необходимо принимать решение по устранению перепродавца, — это стремительное ветшание сетей и, даже несмотря на растущие затраты, отсутствие средств на реконструкцию и модернизацию, не говоря о строительстве новых подстанций или ЛЭП. В итоге это ведёт к частым сбоям напряжения, к отказу оборудования и опасности веерных отключений в некоторых районах.
Но и при частых сбоях оперативно реагировать на них у служб «Облкоммунэнерго» не получается. Так, недавние укрупнения участков электрических сетей посредника привели к тому, что в некоторых районах осталось по одной дежурной бригаде, которая ни физически, ни технически не может справиться с растущим количеством инцидентов и аварий. Недавно ряд мэров муниципальных образований обратились с письмами в администрацию Иркутской области, к руководству «Иркутскэнерго» с просьбой рассмотреть возможность принятия сетей и обязательств по обслуживанию территорий. Таким образом главы местных администраций хотят обезопасить население, бюджетную сферу и предприятия, обеспечить надёжное энергоснабжение в долгосрочной перспективе.
Судя по всему, сейчас в этом направлении намечается положительная тенденция: областной администрацией в ряде районов предложено создать «пилотные» проекты по передаче сетей «Иркутскэнерго». Это, разумеется, ещё не единая областная электросетевая компания, но уже на этом этапе специалистам можно будет проследить динамику развития производства. Как можно видеть на примере уже реализованных проектов «Иркутскэнерго», это прежде всего диагностика и оценка состояния оборудования, составление плана ремонтных работ и инвестиций, постепенное устранение дублирующих функций (таких как диспетчеризация, транспортные и, особенно, административные издержки и т.д.), организация эффективной сбытовой деятельности.
Очевидно, что сегодня у главы областного комитета по жилищной политике Петра Воронина, который курирует в том числе и деятельность «Облкоммунэнерго», есть значительно больше возможностей для обеспечения эффективной работы электросетевого хозяйства области. Как сказано выше, в рамках реформирования российской электро-энергетики «Иркутскэнерго» уже создало Иркутскую электросетевую компанию, куда войдут все сетевые активы компании, а также диспетчерское управление. Подключившись к этому процессу сегодня, можно создать действительно мощное, ликвидное и экономически эффективное предприятие, которое сможет полностью обеспечить потребности региона, не возлагая дополнительных нагрузок на областной и местные бюджеты. При этом государство, как обладатель контрольного пакета «Иркутск-энерго», с одной стороны, остаётся собственником электросетевой компании, а с другой — устанавливает тарифы на передачу электроэнергии посредством их утверждения Федеральной службой по тарифам и Региональной энергетической комиссией.
Символично, что объединение промышленных активов, которые являются жизненно важной инфраструктурой для развития Прибайкалья, стало возможно как раз накануне референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Эпоха хозяйственного суверенитета, после которой остались неработающие производства и пустующие цеха, уже в прошлом. Теперь пришло время собирать то, что создано трудом нескольких поколений, и создавать новые производства и рабочие места. Сегодня в этом состоят и государственные интересы, и требования общества.