Неповторим монгольский колорит
В "Музейной студии" областного краеведческого музея проходит выставка современной национальной монгольской живописи профессоров Улан-Баторского института изящных искусств Баатара Нямхуу и Магсара Чинбата.
«Монгол зураг» — старинная техника монгольской живописи. Отличается она изяществом рисунка, чистым локальным цветом. Для её изображений характерны символика и графическая условность, обобщённость пластического языка. Особенностью композиционного построения картин является совмещение множества сцен и деталей на одном холсте, орнаментальность и торжественность изображения, яркость и звучность красок. Чтобы создать произведение искусства в технике «Монгол зураг», необходимо использовать загрунтованный и отшлифованный агатом холст, минеральные и растительные краски.
В работах монгольских мастеров, представленных на выставке, можно встретиться с произведениями, относящими зрителей в глубь веков, к мужественным образам охотников и воинов, батальным и пасторальным сценам. На одном полотне изображаются небо и земля, города, поля, луга и реки. Люди могут заниматься мирным трудом на земле, а высоко в небе над ними парят лики святых. Всё необычно и непривычно в холстах монгольских художников, привлекает внимание бархатистая основа, напоминающая по своему виду плотный пергамент.
Традиционная живопись «Монгол зураг» своими корнями уходит в культуру буддизма — живопись «танки». Ламаистские иконописцы жили и работали преимущественно при монастырях и дацанах. Существовало множество живописных школ «танки». Постепенно культовая живопись наполнялась мелкими деталями. В конце ХIХ — начале ХХ веков её тематика значительно расширилась, обретя образы светского искусства.
Изменения национальной живописи произошли благодаря преподаванию в Художественном институте Монголии выпускников Российской академии художеств, в которой ваяние первоначально шло по европейскому образцу. Спустя годы сформировалась и кафедра традиционного монгольского искусства, в которой класс «Монгол зураг» является одним из ведущих.
В рамках Дней Иркутской области в Монголии в 2005 году был подписан договор о сотрудничестве в сфере образовательной, творческой и выставочной деятельности между Иркутским художественным училищем и Улан-Баторским институтом изящных искусств. Летом минувшего года состоялся первый совместный пленэр между учебными заведениями в Монголии, в августе совместный пленэр пройдёт уже в Иркутске.
Своеобразным продолжением изучения культуры и искусства Монголии стала выставка «Монгол зураг» в областном краеведческом музее, хранящем в своих фондах бесценные коллекции традиционного буддийского искусства Монголии. Представленные на ней работы раскрывают особое восприятие жизни. Полотна художников Баатара Нямхуу и Магсара Чинбата запоминаются своей неповторимостью.
Выставка, организованная при содействии комитета по культуре администрации области и при поддержке генерального консульства Монголии в РФ в Иркутске, после её демонстрации в «Музейной студии» будет показана жителям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Устроители надеются, что она будет способствовать развитию и укреплению культурного обмена между Россией и Монголией.