Обращение Председателю Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызлову
Политический совет Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», последовательно выступая за развитие и освоение территории Восточной Сибири, тем не менее серьёзно озабочен методами, которыми пытаются решить эту проблему некоторые государственные ведомства и компании.
В частности, проект трубо-проводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», предложенный компанией «Транснефть», отвечая геополитическим интересам России, равно как и экономическим интересам Иркутской области, в то же время создаёт беспрецедентную угрозу уникальной экосистеме озера Байкал.
Протяжённость нефтепровода по территории Иркутской области от города Тайшета до границы с Республикой Бурятия составляет более 800 км. Однако, несмотря на позитивные стороны реализации проекта, мы обеспокоены тем, что Приказом Ростехнадзора РФ 3 марта с.г. утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)». Первый пусковой комплекс». В соответствии с этим заключением трасса нефтепровода на протяжении более 100 км проходит по береговой линии озера Байкал (в 800-1000 метрах) в самой сейсмоопасной зоне. При этом не учтены результаты ранее проведённых экспертиз (государственной и независимой) и замечания общественных слушаний, что уже вызывает сомнения в объективности данного заключения.
Сибирское отделение Российской Академии наук, депутаты ГД РФ, Общественная палата РФ, общественные организации Республики Бурятия и Иркутской области, Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацура считают недопустимыми те опасности, которым может подвергаться объект всемирного наследия «Озеро Байкал» при возможных авариях на нефтепроводе. Такая вероятность не исключается и самими разработчиками проекта: объём нефти, которая может достичь озера за 20 минут, составляет до 3000 тонн, а время локализации аварии разработчики определяют более 2 часов. За это время озеро Байкал будет за-грязнено нефтью на площади более 10 тыс. кв.км, что составляет треть его акватории. Даже одна авария может стать гибельной для озера, поскольку уничтожит до 90% эндемичных организмов, которые являются механизмом самоочищения и поддержания уникальных качеств воды Байкала. Катастрофа постигнет и десятки тысяч живущих на берегах озера семей, которых сегодня «кормит» Байкал.
При этом следует учесть, что рассматриваемая в настоящее время редакция проекта ещё и противоречит нормам международного и российского права.
Никто не оценил экономический ущерб от последствий таких аварий. Но реальный ущерб уникальному водоёму — озеру Байкал — не может быть оценен лишь экономическим ущербом.
Озеро Байкал за свои уникальные природные достоинства включён в Список участков мирового природного наследия. Оно находится под охраной Конвенции ЮНЕСКО и Российского законодательства. Озеро Байкал существует около 25 миллионов лет. Это уникальное природное явление глубиной более 1600 метров — естественное хранилище почти 24 тысяч куб. километров чистой пресной воды, что составляет около 20% мировых и около 90% российских запасов поверхностных пресных вод. Ежегодно в Байкале воспроизводится около 60 куб. километров неповторимой по качеству воды; её редкая чистота и другие свойства обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира озера.
По данным Байкальского института природопользования СО РАН, стоимость воды только полуметрового слоя озера, качество которой в настоящее время соответствует международным стандартам качества питьевой воды, составляет 100 трлн. рублей (3,6 трлн. долларов США).
Проблема сохранения чистой воды, здоровой фауны и флоры Байкала должна быть принята во внимание и должна быть учтена практически при планировании любой хозяйственной деятельности вблизи озера. Сооружаемые в непосредственной от него близости любые объекты (промышленные или гражданские) должны относиться к категории объектов с повышенным уровнем ответственности.
Сибирское отделение РАН считает необходимым проработать альтернативные варианты трассы нефтепровода. Наилучшим, по их мнению, является вариант строительства трассы нефтепровода вдоль реки (Усть-Кут — Киренск — Ленск) с выходом на БАМ, то есть в обход Байкальской горной гряды, по территории Сибирской платформы, с гораздо более низкой сейсмичностью (6-7 баллов в сравнении с 9-10 баллами по представленному варианту) и, соответственно, существенным удешевлением строительства, несмотря на некоторое удлинение трассы. Кроме того, последний вариант привлекает к освоению северные территорий Иркутской области и южные территории Республики Саха (Якутии), минуя бассейн озера Байкал.
Бесспорно, нефтепровод нужен стране, так как имеет огромное значение для Российской Федерации и Иркутской области. Но он должен быть построен в соответствии с международным и Российским природоохранным законодательством и не должен ставить под угрозу «колодец планеты» — уникальную экосистему оз. Байкал.
Мы, члены политического совета Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», настаиваем на отмене приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта нефтепровода «ВСТО» и предлагаем рассмотреть альтернативные варианты прохождения трассы в природоохранной зоне озера Байкал.
Политический совет Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия»