издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За чистый Байкал и чистую совесть

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, "Восточно-Сибирская правда"

"Мы обращаемся ко всем гражданам России и мировому сообществу с призывом не быть равнодушными к угрозе, которая нависла над священным сибирским морем, и доступными средствами выразить свой протест строительству нефтепровода в непосредственной близости от Байкала". (Из резолюции участников митинга и демонстрации в защиту озера Байкал)

Площадь перед Дворцом спорта заполнена народом вплоть до самого тротуара: осталось лишь несколько проплешин, занятых вальяжными весенними лужами. Много лозунгов и транспарантов. Есть очень красивые и дорогие, есть скромные бумажно-фломастерные самоделки. Пожилой мужчина двумя руками держит маленькую, не больше газетного листа, самодельную «Доску позора Ростехнадзора» с именами чиновников, допустивших, по мнению митингующего, подтасовку результатов государственной экологической экспертизы проекта Транснефти. Чаще всего встречаются слова «Байкал дороже нефти!», «Нефти — НЕТ! Байкалу — ДА!», «Нет трубе вокруг Байкала». Но есть и другие, в том числе «Совесть народа должна быть чистой!». Основную массу собравшихся представляют, конечно же, простые молодые и старые горожане, не связывающие свою судьбу ни с одной из современных политических партий. Но, судя по обилию знамён и флагов с партийными эмблемами, на площади представлен и полный политический спектр России: от запрещённых национал-большевиков до правящей «Единой России». И, несмотря на такую политическую разнородность собравшихся, — никаких перепалок, стычек, и уж тем более — скандалов. Накануне, на заключительном заседании оргкомитета митинга, представители общественных организаций, движений и объединений, профсоюзов и политических партий договорились, что митинг будет экологическим, а потому — никаких политических требований и лозунгов. Цель одна — защитить Байкал от надвигающейся угрозы, от возможности экологической катастрофы. И на митинге, и во время громкого, с декламацией лозунгов в защиту Байкала, шествия к скверу имени Кирова эта договорённость соблюдалась всеми неукоснительно. Не прозвучало даже ни одного требования об отставке, за исключением предложений уволить и отдать под суд Константина Пуликовского. Но глава Ростехнадзора — не политик, а обыкновенный государственный чиновник, который по должности обязан был защитить Байкал, но не сделал этого.

Много лет (а может быть, и никогда) не собиралось в областном центре, на площади у Дворца спорта такого большого количества таких разных людей, объединённых общим стремлением защитить священное озеро от его возможного уничтожения нефтяными спекулянтами. Защитить от «дамоклова меча» в виде нефтепровода, который государственная компания «Транснефть» задумала проложить в восьмистах метрах от крупнейшего на Земле природного хранилища пресной воды, по территории участка всемирного природного наследия. Потенциальная беда, грозящая Байкалу, объединила общество и региональные власти.

Перед самым началом митинга я видел на площади губернатора, беседующего с горожанами. Аплодисментами и криками поддержки: «Молодец! Правильно!» — встретили участники митинга короткое, эмоциональное выступление спикера областного Законодательного собрания Виктора Круглова, который сообщил, что пришёл сюда не один: «Со мной пришёл весь областной парламент. И мы выражаем своё резкое несогласие с тем решением, которое было принято в Москве. Каждый из присутствующих здесь чувствует себя униженным и оскорблённым тем решением. И не надо бояться сегодня громких слов. Мы с вами вместе! Мы едины! Да здравствует победа!».

Очень многие выступающие подчёркивают, что планы Транснефти в случае их реализации создают высочайшую вероятность уничтожения одной из древнейших и уникальнейших экологических систем планеты при аварии на нефтепроводе.

Многие называют эти планы не иначе, как преступными, утверждают, что строительство нефтепровода готовится в нарушение российского и международного законодательства, что оно противоречит международным обязательствам России. Академик РАН, председатель президиума Иркутского научного центра Михаил Кузьмин, разными способами пытающийся с прошлой весны вместе со своими коллегами-учёными достучаться до сознания московских чиновников, с горечью говорит: «Самое страшное, что никакие разумные голоса экспертиза не услышала. Это антигосударственная политика. Сибирское отделение Российской академии наук готово рассмотреть и предложить Транснефти альтернативные варианты прокладки нефтепровода за пределами водосборного бассейна Байкала». Диктофон сохранил голос пожилой женщины, которая стояла неподалёку и в это же самое время очень громко рассказывала, что вчера ей позвонил родственник и сообщил, что он едет в командировку за трубами для этого самого нефтепровода. «Мы здесь митингуем, а там уже идёт отгрузка, — возмущается женщина. — Ну как на них найти управу!».

— Нет трубе около Байкала. Это требование не только Иркутской области и Бурятии, это требование всех честных людей России и всего мира, — завершает своё выступление Михаил Иванович.

Председатель областной организации горно-металлургического профсоюза Михаил Воробьёв напоминает, что из-за аварии на нефтепроводе в Заларинском районе жители Тырети уже 10 лет «выстраиваются в очередь с канистрами к водовозке, чтобы получить порцию чистой воды». Но Транснефть по этому поводу, похоже, не очень переживает. Председатель Иркутской организации Всероссийского общества слепых Валентин Гаврилов говорит, что защита Байкала сегодня так же важна для страны, как защита Москвы в сорок первом, и заканчивает выступление лозунгом тех лет: «Наше дело правое. Мы победим!». Многие, очень многие вспоминают «ошибку» шестидесятых годов прошлого века — строительство на берегу чудо-озера Байкальского ЦБК — и выражают решимость не допустить вторую, ещё более страшную, в веке нынешнем. Так же часто, как БЦБК, народ вспоминает Конституцию России, которая, по общему мнению, в погоне за сиюминутной выгодой попирается Транснефтью, чиновниками Ростехнадзора и некоторыми экспертами.

Наблюдаю за тремя молодыми милиционерами в отглаженной форме, стоящими неподалёку. Они на работе. Они направлены на площадь для обеспечения порядка. Но порядок и без их участия безукоризнен, поэтому милиционеры давно уже чувствуют себя рядовыми участниками митинга. Они с интересом слушают звучащие речи, обмениваются друг с другом впечатлением и отбивают ладони, яростно аплодируя услышанному. Татьяна Гарева, ветеран движения в защиту Байкала, предлагает называть всех причастных к опасной затее пособниками террористов, а Сергей Колесников, академик Российской академии медицинских наук, депутат Государственной Думы РФ, начинает своё письмо к митингу (он не смог присутствовать лично) словами: «Земляки, в очередной раз нам подкладывают экологическую бомбу».

— Этим радетелям за свои карманы никогда не жить в нашей Сибири, а может быть, и в России, — пишет Сергей Иванович. — Поэтому им наплевать на чистейший водоём мира. Войны третьего тысячелетия будут происходить за воду. А нам её предлагают опоганить…

Площадь взорвалась криками «Правильно! Молодец!».

— Те, кто строят трубу, здесь не живут, — подхватывает мысль Алексей Козьмин, руководитель регионального отделения СПС. — Москва только высасывает ресурсы из Сибири. Отбирает то, что принадлежит нам. Они думают, что государство — это они. Но государство — это мы с вами!

И вновь вместе со всеми отбивают ладони милиционеры. Впрочем, сейчас они просто граждане своей страны.

И во всём этом скоплении народа не было в субботу ни левых, ни правых, ни зелёных, ни спикеров с губернаторами. Здесь собрались просто граждане, для которых Россия — Родина, а Байкал — её частичка и её достояние. Народ сумеет защитить священное озеро, как защищал уже не раз и всю Россию.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры