издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мир прекрасный и яростный

  • Автор: Георгий БЕРГМАН, музыковед

Равель, Шостакович... XX век. Век чудовищных преступлений и изумляющих разум открытий, век Хиросимы и космоса, Циолковского и Гитлера, Маяковского и Дали, Шнитке и Вернадского, воплощённого гётевского гомункумуса, но... Но что же время от времени смущает нас странным звуком? Ах, да - Вечность! Распятый Христос и усмешка Дьявола. Музыкант, композитор Морис Равель, он же - солдат одной из самых чудовищных войн века, создаёт произведение для пианиста-воина, потерявшего правую руку на той же войне, - фортепианный концерт для левой руки! - вот она, усмешка Властителя тьмы.

Этот гениальный, красивый и трагический концерт-симфония был исполнен Константином Сероватовым в сопровождении губернаторского симфонического оркестра под управлением Евгения Волынского. Произведение, весьма трудное для пианиста, Сероватов играл с азартом, легко преодолевая «леворучные» неудобства. Исполнение отличалось хорошим ансамблем, в чём надо отдать должное и дирижёру Е. Волынскому.

В большом мрачноватом вступлении, экстравагантно инструментированном Равелем, пожалуй, недостаточной была артикуляция, чрезвычайно низкий регистр контрабасов, и контрафагота этому не способствует, но сей недостаток можно отнести и к вполне удачному расположению инструментов в оркестре. Тем не менее вступление убедительно приготовило развёрнутый монолог фортепиано.

Сильное впечатление произвёл шестидольный марш в среднем разделе концерта: характерная для Равеля жёсткая ритмическая конструкция наводит ужас неумолимостью — Болеро? Грядущая «Герника» Пикассо?..

Отзвучал последний аккорд. Концерт Равеля в исполнении Константина Сероватова можно смело считать событием. Браво — солисту, браво — оркестру!

По настоятельной просьбе слушателей Сероватов превосходно сыграл прелюдию А. Скрябина для левой руки и этюд Ми-бемоль мажор Ф. Шопена в леворучной редакции Годовского. Это редко исполняемое вне цикла произведение отнюдь не выиграло в одноручной обработке, что ещё раз подтверждает сомнительность редактирования такого гения фортепиано, каким был Фредерик Шопен.

Концерт продолжила 1-я симфония Д. Шостаковича. Симфония не единожды звучала в Иркутске в различных интерпретациях. И всегда — чувство свежести, лёгкости восприятия. В версии Е. Волынского немало интересного, хотя кульминация симфонии в финале прозвучала бы убедительнее, удели дирижёр больше внимания медленной третьей части, смысловому центру симфонии, что характерно, впрочем, для последующих симфоний Шостаковича.

Подчас мешала некоторая напряжённость в оркестре, словно выразительные жесты дирижёра были неожиданными для оркестрантов. Издержки ли репетиционного процесса, или от старательности, но всё же это отразилось в обидных «кляксах» духовых, в частности, соло группы труб в финале симфонии. Не без удовлетворения можно отметить и хорошее ведение концерта музыковедом Ольгой Чирковой. Со сцены звучало живое, не обезличенное слово, создающее добрую атмосферу в зале, увлекающее всех нас в мир музыки — волнующий и прекрасный.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры