издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Переходная реформа

Вчера руководители ОАО "Иркутскэнерго" провели презентацию схемы реформирования компании для региональных властей. Несмотря на то, что их схема отличается от предложенной авторами реформы, иркутские энергетики считают её жизнеспособной на срок не менее трёх лет, до тех пор, пока продолжается переходный период. Эксперты считают, что процедура согласования схемы реформирования энергосистемы с региональными властями является формальной, хотя областная администрация ещё некоторое время будет иметь рычаг влияния на "Иркутскэнерго", используя существующую систему тарифообразования.

В соответствии с законодательством о реформировании электроэнергетики в России энергокомпании должны разделить сферы производства, транспортировки и сбыта электроэнергии. Авторы закона предложили так называемый пропорциональный вариант реформирования, по которому существующие энергокомпании должны разделиться на генерирующую компанию (отвечающую за генерацию тепловой и электрической энергии, а также за управление тепловыми сетями), сетевую компанию (управление сетями), сбытовую компанию и компанию, занимающуюся диспетчеризацией.

Руководители ОАО «Иркутскэнерго» намерены осуществлять свой вариант реформирования, который предусматривает создание 100-процентного дочернего предприятия ООО «Иркутская электросетевая компания», которому отойдёт сетевое хозяйство и диспетчерское управление. Генерация тепловой и электрической энергии, управление тепловыми сетями и сбытом останется в ведении «Иркутскэнерго».

ООО «Иркутская электросетевая компания» будет создано к 1 апреля 2006 года. По словам гендиректора «Иркутскэнерго» Сергея Эмдина, вероятнее всего, процесс передачи сетевого имущества «дочке» затянется до конца 2006 года, хотя основной имущественный комплекс будет получен ею в управление к 1 апреля. Впоследствии линии электропередачи передадут в аренду ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК), которое сейчас является стопроцентным дочерним обществом РАО «ЕЭС России». По словам Сергея Эмдина, в целом переходный период может затянуться на три-пять лет.

Собственный вариант реформирования позволит избежать управленческих проблем в «Иркутскэнерго», поскольку он предусматривает минимальные изменения в структуре компании, считают энергетики. «Кроме того, отсутствует риск снижения капитализации компании в связи с её разделением на несколько хозяйствующих субъектов», — отметил Эмдин. Однако у предложенной энергетиками схемы есть один недостаток — она не соответствует базовой концепции реформирования РАО ЕЭС.

По словам генерального директора «Иркутскэнерго», вариант реформирования, предложенный РАО, приведёт к росту тарифов для конечного потребителя, поэтому он неприемлем для Иркутской области. В этом с энергетиками согласился глава области Александр Тишанин. По его словам, «самое главное — чтобы не была потеряна управляемость компании и тарифы остались на прежнем уровне».

Однако Тишанин, в целом одобрив программу реформирования, в завершение встречи поставил энергетикам несколько условий: потребление угля ТЭЦ должно возрасти, но покупать его можно только в Иркутской области, а не в Красноярском крае. «Так в Красноярске тот же СУЭК», — возразили губернатору из зала. «Там другой СУЭК», — парировал губернатор.

Впрочем, аналитик компании «Атон» Дмитрий Скрябин считает процедуру согласования программы реформирования с местными властями формальностью, поскольку разделение по видам деятельности является требованием федерального законодательства и региональные власти вряд ли могут что-нибудь этому противопоставить. Хотя эксперт признаёт, что в обозримой перспективе областная администрация будет играть большую роль в системе тарифообразования и, как следствие, влиять на энергосистему. В то же время, по его мнению, куда большее значение для принятия схемы реформирования будет иметь наличие общей позиции у трёх крупнейших акционеров «Иркутскэнерго» — государства, владеющего 40% акций компании, «Базового элемента» (более 30%) и «Реновы» (более 10%) — на собрании акционеров 6 апреля. Изменения в устав, предполагающие структурные изменения компании в связи с реформой, должны быть приняты более чем 75% голосов, напомнил аналитик.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

*

В РАО «ЕЭС России» подсчитали, сколько должно заплатить государство, чтобы выполнить требование закона и довести свою долю в ОАО «Федеральная сетевая компания» (ОАО «ФСК ЕЭС») и ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») до 75% плюс 1 акция, а в ОАО «Гидро-ОГК» — до контрольного пакета. По мнению специалистов РАО «ЕЭС России», на это понадобится около 7 млрд. долл., сообщает агентство «Интерфакс».

Член правления РАО ЕЭС Юрий Удальцов заявил, что компания предложила предусмотреть в проекте федерального бюджета на ближайшие три года сумму в 204 млрд. руб. (7,3 млрд. долл.), которая необходима для получения государством пакетов акций в ФСК, «Системном операторе» и Гидро-ОГК после завершения консолидации. Таким образом, государство решит три задачи: обеспечит пакеты акций, найдёт источники инвестиций в эти компании (они не будут частными) и не допустит резкого скачка тарифов. По словам Удальцова, РАО ЕЭС ранее произвело оценку всех указанных выше активов: пакет акций ФСК обойдётся государству в 160 млрд. руб. (5,7 млрд. долл.), в гидрогенкомпании — 39 млрд. руб. (1,4 млрд. долл.), в системном операторе — 5 млрд. руб. (200 млн. долл.). При этом у государства будет возможность выплатить эту сумму не единовременно, а в течение трёх лет. По расчётам РАО ЕЭС, если государство заложит в бюджет указанные выше средства, ФСК, «Системный оператор» и Гидро-ОГК могут осуществить допэмиссии акций уже в 2007 году. По плану реформы государство должно сохранить за собой контрольные пакеты акций гидрогенкомпании, а в ФСК и системном операторе увеличить доли до 75%+1 акция.

Предложение РАО ЕЭС соответствует утверждённой советом директоров РАО стратегии реформирования электроэнергетики «5+5» в части получения контрольного пакета в гидрогенкомпании, отмечают аналитики «Альфа-Банка». Помимо бюджетных средств государство может задействовать ряд профильных активов (в том числе плотины). В банке полагают, что прямое финансирование из бюджета было бы наиболее прозрачным и понятным для миноритариев механизмом. Ранее РАО ЕЭС рассматривало ряд других механизмов, в числе которых обмен акций тепловых оптовых генерирующих компаний на акции Гидро-ОГК, что снизило бы прозрачность и увеличило риски для миноритариев РАО ЕЭС и дочерних компаний энергохолдинга.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры