Рекорд на славном море
Международная трансконтинентальная гонка на внедорожниках "Экспедиция-Трофи" проследовала по территории Иркутской области. На Байкале её участники задержались, чтобы выполнить спецзадания и посмотреть, как устанавливается рекорд, достойный занесения в Книгу Гиннесса.
Гонка «Экспедиция-Трофи» проходит во второй раз. Первая гонка стала мировым рекордсменом по пяти номинациям: самая длинная в мире трасса зимнего автомобильного соревнования; самое быстрое в мире прохождение самой длинной в мире трассы зимнего автомобильного соревнования; самое большое в мире количество женщин — участниц зимнего автомобильного соревнования; самый длинный в мире маршрут сопровождающего экспедицию поезда (Москва — Мурманск — Владивосток — Москва); самое массовое мероприятие на льду озера (Байкал).
В этом году «Экспедиция-Трофи» готова к новым рекордам. По крайней мере, протяжённость гонки несколько больше, чем в прошлом году. Гонка 23 февраля стартовала из Мурманска и должна 8 марта финишировать во Владивостоке. В ней принимают участие 14 команд — по два экипажа в каждой. При этом надо отметить, что в нынешнем году гонка, следующая из мужского праздника в женский, стала более лояльной к представительницам слабого пола (назовём их так по традиции, хотя вряд ли можно считать слабым полом женщин, решившихся разделить все трудности и тяготы «Экспедиции»). Если в прошлом году в каждую команду должна была входить одна женщина, то на этот раз в состав каждого экипажа входят двое мужчин и одна дама.
У участников гонки есть возможность стать победителями в одной из трёх номинаций. Первая — это «золотой зачёт». Экипаж-победитель получит десять килограммов золота или его денежный эквивалент. При этом предположить, кто именно станет его обладателем, невозможно до самого последнего, финишного, спецучастка гонки. Дело в том, что команды, показавшие хорошие результаты на протяжённых участках гонки и чередующихся с ними спецучастках, где они выполняют дополнительные сложные задания, не набирают никаких очков, не повышают свой рейтинг. Просто из «золотого зачёта» исключаются те, кто прошёл очередной этап гонки хуже остальных.
Однако выбывшие из основного зачёта продолжают движение вместе с остальными экипажами — для участников гонки главное не победа, а приключения, преодоление трудностей, которые перед ними ставит гонка. Но при этом у выбывших экипажей, как и у всех остальных, остаётся шанс победить в одной из двух других номинаций гонки. Одна из них — это приз «Экспедиция». Победителя после финиша во Владивостоке определят сами участники. Им должен стать экипаж, воплощающий дух экспедиции — смелость, благородство, взаимопомощь, любовь к приключениям.
Ещё одна номинация — приз «Культурная навигация». Она стала основой протяжённых этапов состязания. Это более 500 точек, находящихся на маршруте гонки и представляющих историческую или культурную ценность. Причём речь идёт о значимых местах так называемой «неглянцевой» России. Многие из этих мест нельзя найти на карте. И расположение большинства из них знают только местные жители. Эти места очень разные. Например, под Энгельсом в Саратовской области приземлился после своего полёта Юрий Гагарин, на Урале в посёлке Косулино колхозники поймали лётчика Пауэрса. В дремучем лесу Новгородской области стоит Игнач-крест, обозначивший место, дальше которого не продвинулись полчища Батыя. Под Тольятти жители установили памятник преданности в память о собаке, которая 6 лет на одном месте ждала хозяев, погибших в автокатастрофе.
Организаторы «Экспедиции-Трофи» поставили цель собрать как можно больше этих значимых точек и открыть их всей России и всему миру. И именно эти места, разбросанные по карте страны, стали точками навигации для самой протяжённой в мире зимней гонки на внедорожниках. Именно через них будут прокладывать свой путь к победе из Мурманска во Владивосток команды участников «Экспедиции-Трофи». В Иркутской области три места попали в список точек культурной навигации, через которые проследуют если не участники нынешней гонки, то уж следующих гонок — непременно. Это Братская ГЭС, нерпинарий в Листвянке и памятник адмиралу Колчаку. В номинации «Культурная навигация» определятся три экипажа-победителя, между которыми будут распределены первое, второе и третье места. Все участники получат в подарок кортики ручной работы, выполненные мастерами-оружейниками Златоуста по технологии XVIII века.
Впрочем, в Иркутской области участников гонки ждали не только вехи культурной навигации. Оставшиеся к этому моменту в «золотом зачёте» двенадцать экипажей должны были пройти очередной сложный спецучасток на льду озера Байкал — у побережья острова Ольхон. На остров из Иркутска экипажи прибыли в минувшую пятницу поздним вечером. Здесь их ждал ужин в Хужире, короткий отдых и очередная ранняя побудка. Быстрый завтрак, брифинг капитанов (здесь организаторы гонки дают экипажам очередные задания) — и выезд на лёд для прохождения спецучастка. Сами участники экспедиции признаются, что уже привыкли к столь короткому отдыху — во время гонки удаётся поспать не более трёх-четырёх часов в сутки, а затем приходит время отправляться навстречу новым трудностям. И всё же никто не жалеет о своём решении принять участие в «Трофи», никто не хочет бросить всё и вернуться домой к теплу и уюту.
Участники гонки, не выбывшие из «золотого зачёта», отправились проходить спецучасток. А тем временем по соседству с ними остальные участники и гости гонки, а также местные жители увидели, как ставится ещё один мировой рекорд. Производитель оборудования для пикника и шашлыка «Форестер» вознамерился попасть в Книгу рекордов Гиннесса, приготовив самую большую сосиску-гриль в мире. Надо отметить, что ранее самой большой сосиской была десятиметровая. Теперь же предполагалось приготовить мясо-продукт длиной восемнадцать метров. При этом надо иметь в виду, что для попадания в Книгу рекордов Гиннесса продукт должен быть не только большим, но и вкусным. Организаторы мероприятия уже предпринимали несколько пробных попыток приготовить самую длинную сосиску, но каждый раз её вкусовые качества оставляли желать лучшего, в одном случае группа журналистов даже попала в больницу после дегустации. Но в конце концов удалось найти партнёра, который смог приготовить действительно качественную и вкусную сосиску. Им стал Ангарский мясокомбинат. Оставалось только приготовить её, что и смогли лицезреть люди у побережья Ольхона.
Восемь поваров на длинной цепочке мангалов развернули самую длинную в мире сосиску и занялись её приготовлением. Для этого требовался особый талант — нужно было ухитряться одновременно её переворачивать и равномерно поджаривать все восемнадцать метров. Наконец, сосиска была готова. Сначала её отведали эксперты, которые будут свидетельствовать при подаче заявки в Книгу рекордов Гиннесса, а затем и все желающие. Надо признать, что сосиска оказалась и вправду вкусной. Несмотря на свою длину, она исчезла в считанные минуты.
Тем временем завершилось прохождение спецучастка. Участникам гонки вновь не удалось отдохнуть — колонна автомобилей уже выстраивалась, чтобы отправиться дальше, по льду Байкала к берегам Бурятии, а затем в Читу, где завершится очередной протяжённый этап. В двенадцать часов пополудни колонна экипажей «Экспедиции-Трофи» уже тронулась навстречу новым приключениям.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА