Не надо бояться тёмного
Выставка, экспозиция которой развёрнута в Иркутском художественном музее, необычна, если не сказать уникальна. Вы попадаете в мир знакомый и одновременно ирреальный - своё искусство иллюстраторов демонстрируют художники из Санкт-Петербурга Александр и Валерий Траугот. Благодаря их потрясающему таланту, а также усилиям большого друга музея, руководителя одной из московских фирм мецената Святослава Серова иркутяне впервые получили возможность увидеть мир героев и образов гениального романа Михаила Булгакова, визуально прочувствовать код этого произведения - расколотость пространства и времени. Книга "Мастер и Маргарита" вышла в Петербурге и почти сразу же стала библиографической редкостью.
Выставка, экспозиция которой развёрнута в Иркутском художественном музее, необычна, если не сказать уникальна. Вы попадаете в мир знакомый и одновременно ирреальный — своё искусство иллюстраторов демонстрируют художники из Санкт-Петербурга Александр и Валерий Траугот. Благодаря их потрясающему таланту, а также усилиям большого друга музея, руководителя одной из московских фирм мецената Святослава Серова иркутяне впервые получили возможность увидеть мир героев и образов гениального романа Михаила Булгакова, визуально прочувствовать код этого произведения — расколотость пространства и времени. Книга «Мастер и Маргарита» вышла в Петербурге и почти сразу же стала библиографической редкостью.
На открытие выставки приехал старший из братьев Александр Георгиевич Траугот, который охотно давал интервью, искренне радовался интересу, проявленному иркутянами к выставке. «Рисунки, — сказал он, — это следствие тех видений, которые возникают, когда художник читает. Бездна, неизвестность какого цвета? Чёрного. Что не уничтожает мрак, не просветляет, а рассекает? Белая линия. Долгая. Вечная. То удаляясь, то исчезая, она рассекает мрак. Так родились иллюстрации к «Мастеру и Маргарите». Когда мы с братом работали над книгой, то действительно верили, что всё так и было: и Воланд, и Коровьев, и Кот… В общем, произведение воспринималось как реальность. Художник, работая над книгой, ни на минуту не расстаётся с произведением, носит его с собой, оно живёт в нём и рождает пластический язык. Нам нравится, как в романе трактуется тема любви. Это рыцарское чувство. Вообще «Мастер и Маргарита» — это рыцарский роман. Маргарита — королева. Мастер любит её как королеву. Он ей служит и страдает, когда не может служить. Это жертвенное рыцарство, но Маргарита достойно принимает эту жертву: она его не предаёт, она готова разделить его судьбу. И в свите Воланда — рыцари. Сталкиваясь с бытом, они вынуждены принимать шутовское обличие, но остаются рыцарями по сути, как и сам Воланд…»
Успех выставки во многом определяют и усилия музейщиков, в частности, заместителя директора музея по научной работе Татьяны Огородниковой. Открывая экспозицию, она отметила, что выставка иллюстраций к великому роману — бескорыстный дар фирмы и её руководителя Святослава Серова, вдохновителя и мецената многих уникальных выставочных проектов для Иркутска.
— Хотелось бы отметить в искусстве Г.А.В. Траугот его поразительную многогранность, — говорит Татьяна Петровна. — Однако в историю русского искусства XX века и нашего времени они вошли прежде всего как необыкновенно талантливые иллюстраторы произведений мировой литературы. Диапазон их интересов необычайно широк — от античности до наших дней. Обладая высокой культурой работы с книгой, художники каждый раз создают свою собственную прекрасную реальность. Иллюстрации к Андерсену и Перро, братьям Гримм, Гауфу и Метерлинку воспитали не одно поколение детей всего мира.
Обращение к роману Булгакова, — продолжает Татьяна Петровна, — стало для художников ещё одним важным творческим этапом. В рисунках к такому сложному для иллюстрирования литературному произведению, каким является «Мастер и Маргарита», они создали мир полнокровный, пронизанный глубокими, подчас неоднозначными ассоциациями и романтическими переживаниями. Для сохранения зрительной целостности художники объединяют рисунки чёрным фоном, ассоциируемым с всепроникающей чернотой — одним из важных мотивов самого романа. А тонкий белый штрих и мягкие цветные пятна пастели на чёрном фоне создают ощущение прозрачности и вечности, реального и ирреального одновременно. Из лёгких, летящих белых линий рождаются изменчивые образы, существующие так же, как и в романе, в нескольких измерениях. Вслед за писателем художники обращаются к вечным морально-этическим и философским вопросам жизни.
Недавно, по свидетельству Святослава Серова, со страниц одного английского журнала прозвучало сакраментальное: «Не надо бояться темноты». Белая линия художников Г.А.В. Траугот на фоне чёрного листа говорит нам об этом же. Бесконечность гораздо больше того, что мы о ней знаем. Графика Александра и Валерия Траугот особой, только им доступной техникой «белой линии» создаёт для нас парящий над «тьмой бесконечности» образ — образ лёгкий, слабо уловимый, хочется сказать «кружевной», но одновременно чёткий и пронзительный, как крик в горном ущелье.
Словом, выставку надо смотреть, чтобы ещё раз убедиться: иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Александра и Валерия Траугот — одна из вершин в современном искусстве оформления книги.
Олег БЫКОВ
НА СНИМКЕ: Александр Траугот и замдиректора художественного музея Татьяна Огородникова на открытии выставки; работы художников