В поисках философского камня
"Встреча с прошлым" - так назван сборник рассказов участников литературного объединения при Иркутском отделении Союза писателей России. Трудно сказать, что подразумевает название - то ли встречу с тематическим прошлым "деревенской прозы", которой иркутская литература дала ярких представителей, то ли встречу со славным прошлым иркутского рассказа, которому не грех соответствовать и в нынешние времена. Пожалуй, составитель книги имел в виду всё-таки второе.
И действительно, хотя, скажем, в рассказах журналиста Владимира Шавёлкина «Святое имя» и «Шар голубой» (в первом из них ту же деревенскую старуху зовут тоже Анна, как и у Распутина), медика Эдуарда Тубакина «Письмо», написанных даровито, всё же слышны отзвуки произведений наших знаменитых земляков — Распутина и Суворова. Но, как ни говори, сборник ближе к настоящему, к нашей нынешней разлаженной, неустроенной жизни. У того же Шавёлкина герой рассказа «Витя-Витенька», молодой слесарь, жертва перестройки, потеряв работу на заводе и семью, трагически закончил свои дни — наложил на себя руки. И у того же Тубакина — остросюжетный, толково сбитый рассказ «Аюна» — на вечную тему чести и бесчестья, но в современной оправе.
Вообще говоря, в теперешние годы внимание к литературе, которая создаётся именно сейчас, как-то выдохлось, то ли на бестемье, то ли, и это скорей, на безразличии нашем друг к другу, а ведь литература как раз и знакомит людей с их судьбами и страстями. Неинтересны стали нам другие, одна у нас забота — о самих себе. Авось закончится эта корявая полоса… И уверенность в том, пусть ещё малую — но всё же! — дают авторы сборника рассказов «Встреча с прошлым». Чувствуется их уважение и к уровню иркутской прозы, и к её традициям.
Наиболее мастеровитыми, профессионально осуществлёнными мне показались рассказы Алексея Головко, астрофизика, кандидата физико-математических наук. Как правило, художественные произведения людей науки, особенно естественников, полны ума и логики, а не сердца и чувства. Головко — одно из приятных исключений! Рассказ «Мать явлений» написан на душевных полутонах, за которыми нелёгкое раздумье о своей жизни, о своей учёной профессии. Опять же тонкие движения души при зарождении чувства любви между двумя такими разными по судьбе и возрасту людьми стали содержанием рассказа «Неотправленные письма». Дай Бог успеха в литературе этому даровитому автору…
Учитель Виталий Барк опубликовал рассказ «Что такое Дао», так сказать, из студенческой жизни. И хотя там имеют место и аудитории, и лекции, и семинары, персонажи действуют не внутри учебного заведения, а вне его — на вечеринках, на улицах, в кафешках. И тема какой-то двойственной, только определяющейся жизни привлекает к этому неожиданному рассказу. О том, как так случается, что судьба, весьма много обещающая, вдруг уходит в ущерб, размышляет в рассказе «Слабая воля» студентка Диана Шалтумаева. Тому, как тонко и доверчиво чувствуют связь с нами «братья наши меньшие», посвятила свои рассказы архитектор Валентина Шабалина. Небольшие, но замечательные рассказы, которые стоило бы назвать эссе, пишет художница Елена Шаталина.
Эти, я бы сказал, явления литературного импрессионизма полны душевных впечатлений от осени, Байкала, пурги и т.д., объединённых элегантной, но, впрочем, и печальной раздумчивостью.
На фоне, так сказать, реалистичных рассказов выделяются рассказы в жанре фантастики. Их представил в сборник художник Сергей Архипенко. У нас в Иркутске в своё время звучали имена Бориса Лапина, Юрия Самсонова и других писателей, давая основания общественной критике утверждать, что у Байкала возникла особая, иркутская, школа литературной фантастики. Архипенко пишет в духе этой, теряющей традиции, школы, а именно: не рядовая фантастическая выдумка, остросюжетность, главное — чтобы на фоне фантастического антуража действовали современные идеи и настроения. Так у Архипенко и получается. В справке об авторе сообщается, что он пишет фантастический роман. Бог ему в помощь — авось и воздастся иркутской школе фантастики.
Почти все авторы сборника уже печатали свои рассказы в местных изданиях, почти все они — лауреаты нашей известной литературной конференции «Молодость. Творчество. Современность». Стало быть, не новички в литературе. Подготовил их новые произведения, стал составителем сборника наш замечательный писатель Евгений Суворов. Заметно, что он помог рассказчикам своей литературной правкой как опытный прозаик и редактор. Словом, сборник удался.