издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чиновники не спешат, а гидролизные заводы уже не могут

На прошедшей сессии Законодательного собрания Иркутской области вновь обсуждалась одна из главных проблем региона в последние месяцы - ситуация на Бирюсинском гидролизном заводе.

Когда в декабре после длительных переговоров, голодовок работников предприятия и разрастания ситуации до «ЧП российского масштаба» начались наконец сдвиги в лучшую сторону, многим людям казалось, что проблема практически решена: зарплату начали выплачивать, лицензию на производство пообещали выдать в скором времени — в общем, ситуация вроде нормализовывалась.

Однако на деле оказалось, что не всё так радужно. Проблема эта, как и тот самый воз, «и ныне там». Наиболее ярким тому подтверждением является планировавшееся несколько недель назад работниками ОАО «Бирюсинский гидролизный завод» перекрытие федеральной трассы. Как только это предприятие перестало быть притчей во языцех и сюжеты о нём исчезли из новостных программ центральных каналов, в правительстве Российской Федерации о нём просто благополучно забыли.

Впрочем, амнезия случилась только у министров и их подчинённых, председатель же правительства регулярно слал им письма, в которых напоминал о своих собственных распоряжениях, проигнорированных ими. Впрочем, дальше грозного покачивания пальчиком дело не шло, а потому тяжёлая бюрократическая машина продолжала спокойно пробуксовывать на месте. В конечном счёте эта ситуация ничегонеделания стала раздражать Генеральную прокуратуру, которая, в свою очередь, стала слать письма председателю правительства, указывая на нерадивость его подчинённых. Председатель правительства с удвоенной энергией продолжал слать письма «вниз», укоряя тех самых подчинённых в той самой нерадивости, а подчинённые продолжали действовать по принципу уже другой басни, где «Васька слушает да ест».

По данным прокуратуры Иркутской области, в начале февраля Генеральная прокуратура Российской Федерации направила очередное письмо председателю правительства, где речь идёт уже о необходимости привлечения чиновников, игнорирующих его указания, к дисциплинарной ответственности. Но пока никаких «репрессий» по его результатам так и не последовало. В результате федерация, являющаяся владельцем контрольного пакета акций предприятия, ничего не хочет делать, область ничего не может делать — по той причине, что владельцем этого самого контрольного пакета не является, и ситуация остаётся безвыходно стабильной…

Какой же реальный выход из неё может быть? Для того, чтобы понять это, необходимо для начала выяснить причины, в результате которых нынешняя критическая ситуация сложилась. А причин таких две. Во-первых, введение акцизов на продукцию гидролизных заводов. В результате если раньше производимые ими спирты были дешевле этилового пищевого, то теперь их цена резко рванула вверх, сделав предприятия по их производству нерентабельными. Последним гвоздём, собственноручно забитым российским правительством в гроб гидролизных заводов, стал выброс на рынок спирта из государственного резерва по бросовым ценам, которые окончательно подкосили гидролизную промышленность. Причём хуже всего в этой ситуации пришлось именно предприятиям Сибирского региона. Ведь правительство подчёркивало, что доля спирта из государственных резервов составляет лишь 2% от рынка этой продукции в стране, но скромно умалчивало, что хранилище его находится в Сибирском регионе и этот выброс придётся именно на близлежащие территории. Это и стало концом эпохи гидролизных заводов.

Сегодня мы имеем обанкроченный Зиминский гидролизный завод, находящийся в стадии банкротства Бирюсинский и из последних сил остающийся на плаву Тулунский. Где же выход из той ситуации, в которой они стараниями их же собственника — государства — оказались?

Сами производственники считают выход очевидным: прежде всего, следует отменить акцизы на продукцию гидролизных заводов. Это даст им возможность стабилизировать производство и выйти из критической ситуации. Но самое главное, по мнению руководителей этих предприятий, — это разработка государственной программы по их перепрофилированию. Сегодня существует некий стандарт производства бензина, известный под названием «Евро-4». При нынешней тяге России к европейскому сообществу её приход к внедрению данного стандарта неизбежен. Тем более что «Евро-4» — это стандарт цивилизованного будущего, за счёт его внедрения топливо становится более эффективным благодаря значительному повышению октанового числа и в то же время более экологичным, в меньшей степени нарушающим баланс окружающей среды. А неизбежной составляющей такого бензина является этиловый спирт. И именно программу перехода российских гидролизных заводов на производство таких спиртов и предлагают разработать руководители предприятий.

Однако, как уже было выше сказано, правительственные чиновники не спешат с решением этой проблемы, хотя вопрос создания такой программы тоже был поднят в направленном им указании председателя правительства. И даже нефтепереработчики уже проявляют интерес к этой идее, хотя ещё недавно они недоумённо пожимали плечами. Такое производство обещает быть весьма рентабельным за счёт повышения отдачи бензина в результате увеличения октанового числа. При этом переход гидролизных заводов региона на производство топливного этилового спирта не только позволит им — градообразующим предприятиям — встать на ноги, но и даст дополнительные рабочие места производителям сырья. Так, Тулунский гидролизный завод готов пустить в оборот зерно из ближайших четырёх районов, что, несомненно, будет способствовать развитию сельского хозяйства на этих территориях.

Но пока вопрос по-прежнему не решён. Прокуратура шлёт письма, на прошедшей сессии принято решение направить в правительство Российской Федерации очередное обращение за подписью председателя Законодательного собрания Виктора Круглова вместе с очередным обращением губернатора. Но пока не известно, что же в конечном счёте сможет и сможет ли вообще сдвинуть неповоротливую бюрократическую машину с места…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры