издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небесные сны

В выставочном зале областного краеведческого музея "Музейная студия" открылась выставка с поэтическим названием "Небесные сны Будды".

Организована она из коллекций непревзойденных образцов буддийского искусства, хранящихся в фондах музея.

Эту коллекцию собирали учёные, исследовавшие восточные территории государства Российского, а также Монголию, Китай, Корею и Японию. Из экспедиций они привозили этнографические и культовые предметы, которых сегодня насчитывается в музее около четырёх тысяч экспонатов. Наибольшее количество передано учёным-исследователем, членом Географического общества Григорием Потаниным.

— Мы не ставили целью познакомить посетителей с буддийской религией, — рассказывает заведующая методико-информационным отделом музея Эмилия Муценек, — а хотели показать настоящие произведения искусства. На выставке экспонируется скульптура, живопись — танка (икона на ткани), декоративно-прикладное творчество — произведения, которые были неотъемлемой частью процесса богослужения. Также мы показываем предметы, которые использовались в первых театрализованных представлениях, разыгрываемых с незапамятных времен в буддийских монастырях.

Глава буддийской общины Иркутска Жамбал-лама напомнил, что буддизм возник в VII-VI веках до новой эры в Индии, постепенно распространяясь на азиатские страны. В далёком прошлом во времена Чингисхана он проник в Монголию, но этот процесс был приостановлен. Укрепился он в более позднее время, когда тибетские ламы начали совершать миссионерские походы.

Храмы богато украшались скульптурными изображениями, танковой и монументальной живописью, поэтому главными персонажами выставки стали предметы, которые характерны для восточного искусства. Это миролюбивые будисаквы и яростные защитники веры — дакшиты. Скульптуры, отпугивающие врагов, обычно изображались устрашающими, со звериными клыками, широко открытым ртом. Выпученных три глаза могли увидеть в прошлом, настоящем и будущем врагов веры. Отступникам от дакшита практически спрятаться было невозможно.

На выставке можно познакомиться с дадармой — музыкальным инструментом с множеством тарелочек, по которым во время службы ударяли деревянным молоточком, извлекая мелодичные звуки. Молитвы, которые читаются в храмах на тибетском языке, обычно бывают ритмичными, чему способствует игра на музыкальных инструментах. Повсюду стоят статуэтки Будды, рядом жертвенные чашечки, монгольское зеркало, барабанчики и хорло — колесо веры, которое устанавливают обычно на подставку.

Танки представлены образцами, пришедшими к нам из Забайкалья, Тибета, Монголии и Китая. Обычно они исполнялись на грубом грунтованном холсте, на котором отпечатывался с шаблона рисунок. Отличительная черта танки — это плавность и строгость линий. Профессиональные танки возникли в конце XVIII — начале XIX веков, во времена распространения ламаизма в Бурятии. Они писались строго по схемам существующих канонов, яркими, звучными красками, которые создавали их особый колорит. В танках ярко выражались национальные особенности, уходящие в народную культуру, окружающую природу, жизненный уклад населения. Эти иконы собирали купцы, священники, преподаватели духовных семинарий, путешествовавшие в страны Востока.

Предметы, которые пользовались ламами во время исполнения мистерии ЦАМ, переданы музею в конце ХIХ века Ханда Гомбоевым — высшим ламой Гусиноозёрского дацана.

В мистерии ЦАМ во время суда над умершими громко рычали трубы хурхэ-бурэ, по звуку напоминающие рёв быка. Эти трубы — медные и очень большие — достигают трёх метров в длину. В оркестре были и маленькие трубы, тарелки, флейты, морские раковины. Мистерия стала прообразом будущего театра Монголии и Бурятии.

На выставке показаны образцы древнего буддийского искусства для того, чтобы ещё раз обратить внимание на культуру бурятского и монгольского народов. Вещи, которые хранятся в музее, помогают восстановить истину о традиционных истоках творчества бурят.

Открытие выставки «Небесные сны Будды» пришлось на Белый месяц — Новый год по восточному календарю. Певцы и танцоры бурятской диаспоры в Иркутске показали народные песни и зажигательный танец ёхор. Они угостили собравшихся гостей белой пищей, а ламы рассказали о предназначении каждого предмета во время службы в дацане.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры