Самореструктуризация
В четверг региональные власти обнародовали новый вариант структуры администрации Иркутской области. Он предполагает её разделение на департаменты, агентства и службы. Однако создание структуры прежде, чем определены полномочия входящих в неё служб, может привести к неразберихе в работе администрации.
Как уже писал «Конкурент» сразу после смены губернатора в сентябре прошлого года, новый глава области Александр Тишанин решил кардинально поменять структуру обладминистрации. Разработкой проекта занимался первый заместитель губернатора Юрий Параничев. По его словам, существующая на данный момент структура исполнительных органов власти в области является неэффективной, политизированной, направленной на постоянное «сталкивание лбами» заместителей и подразделений между собой. Кроме того, она крайне громоздкая и запутанная: количество отраслевых и иных органов исполнительной власти области составляет 25, из них 11 управлений, две инспекции, две комиссии, восемь комитетов, два представительства.
Новая структура предполагает деление по правительственному принципу — на департаменты, у которых в подчинении будут агентства и службы. Агентства возьмут на себя исполнительские функции, службы — контрольные, а департаменты, разделённые по отраслевому признаку, будут координировать их работу и определять общую политику развития своей отрасли. В четверг было опубликовано постановление губернатора области «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области». Оно практически начало реформу областной администрации.
Как и предполагалось ранее, новый вариант структуры предполагает разделение исполнительных органов власти в области на администрацию области, администрацию губернатора области, 12 департаментов, одно управление делами обладминистрации, десять служб, девять агентств, два представительства: одно — при правительстве РФ в Москве, второе — в Монголии.
Департаменты разделены по отраслевому принципу. В их число входят, например, департамент финансов (вместо главного финансового управления), департамент экономического развития и торговли (по аналогии с Министерством экономического развития и торговли, только сокращение будет не МЭРТ, а ДЭРТ), департамент транспорта, связи и дорог и т.д.
В число служб вошли, например, служба по охране природы и озера Байкал, экспертизы и ценообразования в строительстве, по контролю и надзору в сфере образования и так далее. Агентства — фактические исполнители — будут работать в сфере социального развития, здравоохранения, туризма и так далее.
В постановлении сказано, что часть его положений начнёт действовать с 1 января 2007 года, а часть — после принятия соответствующих поправок в областной закон от 7 июля 2004 года «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области», которые обладминистрация предполагает внести в ближайшее время в Заксобрание.
Однако у экспертов вызывает сомнения не столько сама реформа структуры обладминистрации, сколько её последовательность: сначала создана структура органов, а потом пройдёт их функциональное разделение. В результате может сложиться ситуация как в правительстве РФ, которое было реформировано в 2004 году. Тогда, например, контролирующие органы не получили достаточное количество контрольных функций, и их деятельность теперь практически блокирована. В результате всего спустя год после реформы в правительстве идёт новое перераспределение полномочий, призванное упорядочить систему агентств и служб.