издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Просто мне здесь нравится"

Имя генерального директора ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания" (ВСГК) Алексея Соболя наверняка войдёт в историю иркутской промышленности. Возглавляемой им компании уже в этом году доведётся построить участок первого в Иркутской области магистрального газопровода. Между тем появление нашего собеседника в газовой отрасли не было закономерным. В юности он мечтал о карьере инженера-самолётостроителя. Однако поиск "живой творческой работы" привёл его на ИркАЗ, а многим позже коридоры власти вывели к руководству ВСГК, учреждённой на паритетных началах администрацией Приангарья с наполовину британским ОАО "ТНК-ВР Менеджмент". Как это всё происходило, Алексей Соболь рассказал в интервью НАТАЛЬЕ МИЧУРИНОЙ.

— Следует ли ждать, что в марте ВСГК приступит к строительству газо-провода Ковыкта — Саянск — Иркутск, как было заявлено ранее?

— В марте мы заключаем контракт с генеральным подрядчиком и начинаем завоз трубы. Сама стройка развернётся в мае-июле, когда подсохнут дороги. Наш проект условно разбит на две фазы. Первая предполагает строительство 112 километров газопровода до Жигалово. Мы эту часть называем пионерным проектом. И ожидаем, что в конце декабря текущего года он будет завершён. Далее начнутся работы по остальной трассе. Пик работ придётся на 2007 год.

— Каким образом газ будет доставляться до конечного потребителя и будет ли население строить распределительные сети за свой счёт?

— Для нас очень важным представляется решение вопроса доставки газа до потребителя. Уже подготовлены схемы газификации 78 населенных пунктов, 11 районов области и округа. Мы планируем подготовить отводы до крупных потребителей, рассчитывая на то, чтобы как можно быстрее выйти на максимальный объём потребления. Сегодня мы занимаемся привлечением крупных компаний для создания газораспределительных сетей. В частности нами ведутся переговоры на этот счёт с ОАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС) и ОАО «Иркутскэнерго».

— КЭС смогут заняться коммунальной энергетикой?

— Вместе с нами. Есть ещё другие контакты, о которых говорить пока преждевременно. Мы прекрасно понимаем, что нельзя всё перекладывать на муниципалитеты в надежде на то, что они займутся строительством сетей. Хотя по закону о газоснабжении — это компетенция органов власти. Администрации многих территорий понимают, что, перейдя на этот новый вид топлива, можно получать экономию в деньгах и новые, более эффективные теплоисточники. Сегодня, вложив деньги в газоснабжение, можно быстро окупить инвестиции.

Не инженер-самолётостроитель

— И всё-таки по закону жанра вам должна была быть уготована карьера менеджера-металлурга. Вы же выбирали абсолютно несмежные сферы деятельности: научную, чиновничью, производственную…

— В 1979 году окончил факультет самолётостроения Иркутского политехнического института и готовился к карьере инженера-самолётостроителя. Распределился в Научно-исследовательский институт технологии организации производства. Появилась возможность поехать на стажировку в Московский авиационный институт имени Циолковского с дальнейшим поступлением в аспирантуру. Было принято решение попробовать. Потом вернулся на кафедру в политех. Работал два года. А в середине восьмидесятых ушёл в алюминиевую промышленность.

— Сказалось влияние отца?

— Отец (Иван Иванович Соболь до 1989 года возглавлял Иркутский алюминиевый завод. — «Конкурент») в своё время постарался сделать всё, чтобы я знал, как работает и чем живёт Иркутский алюминиевый завод. Мы переехали в Шелехов с Урала в 1962 году. Отца пригласили на ИркАЗ. На заводе приходилось бывать с детства. Но в выборе профессии мне была предоставлена полная свобода.

Долго решал, куда пойти учиться. Остановился на авиационном факультете. Видимо, сказались юношеский интерес к авиации, к тому же на авиационный был самый большой конкурс. Хотелось себя испытать. Когда стал оценивать ситуацию, проработав два года в политехе, стало ясно, что в научно-преподавательской среде всё движение карьерное было регламентировано. А хотелось чего-то более живого. Оказалось, что один из интереснейших отрезков моей профессиональной жизни ожидал меня под боком, в Шелехове. Я пошёл мастером в цех порошковой металлургии, который действовал при ИркАЗе. Мы тогда полностью работали на оборонную промышленность. Причём режим был такой: сегодня задумали, завтра в лабораторных условиях опробовали, а послезавтра внедряем. Здесь было много настоящего творческого труда, и именно здесь я почувствовал удовлетворённость от своей работы. Тогда, собственно, было принято решение учиться дальше, в Ленинградском горном институте. Причём не по ускоренной программе, как это сейчас принято делать, а пройти полный курс обучения по новой специальности «Экономика и организация производства». Вуз старейший, преподавательский состав сильнейший, город — чего тут говорить. Учился с удовольствием.

— Никогда не возникало желание оставить Сибирь и переехать?

— Я с пяти лет с небольшими перерывами живу здесь. И стал уже настоящим сибиряком. Желания переехать нет. Просто мне здесь нравится.

Сегодня многие имеют возможность уехать и делать карьеру, скажем, в Москве, но живут и работают в Иркутске. Тому есть много причин. В Сибири другие люди, другие взаимоотношения, задачи новые, проекты. И перспективы, считаю, тоже здесь.

— Вы производите впечатление человека, который долго взвешивает все «за» и «против», прежде чем принять решение. Почему вы оставили место с перспективой в крупной корпорации и приняли предложение Бориса Говорина?

— На самом деле жизнь не давала возможности долго думать. Получилось всё достаточно логично. Я тогда чуть менее года проработал в московском офисе СУАЛа, возглавлял управление закупок. Даже не успел перевезти семью в Москву. Приглашение Бориса Говорина практически совпало с рождением дочери, Маши. Она появилась на свет летом 1997 года. Было решено, что это знак, надо вернуться в Иркутск. Правда, уже в статусе чиновника. И шесть с половиной лет в администрации области стали для меня хорошей школой.

— Вы вообще жалеете о каком-либо своём карьерном опыте?

— Нет. Никогда не жалел.

— Были ли какие-то производственные навыки, которые вы активно использовали во время работы в администрации?

— Было очень сложно перестраиваться. Работа чиновника имеет свои нормы и правила, которые очень сильно отличаются от того, что существует в реальной производственной жизни. Поэтому привыкать приходилось достаточно сложно. Помогали дисциплина, жёсткость в исполнении решений, наработанные на производстве, — там попробуй план не выполни. А также навыки в общении с людьми. По долгу службы в СУАЛе мне много приходилось взаимодействовать с внешним миром, контактировать с компаниями, в том числе международными.

Меня достаточно часто огорчала низкая эффективность чиновничьей службы, особенно после работы в реальном секторе экономики, где результат твоей деятельности виден сразу и сразу же может быть оценён. Конечно, здоровая бюрократия в любом обществе необходима. Взять опыт зарубежных стран, где чиновников больше, чем у нас, однако их труд никто не считает ненужными. Но в России чиновник зачастую мнит себя представителем касты с широкими правами. Всё придёт в норму, когда повысится не только уровень экономики, но и культуры, а главное, когда в стране будут действовать правила поведения, присущие демократическому обществу.

— А вас не смущает, что жена избрала чиновничью стезю?

— Почему это должно меня смущать? Она (Яна Вадимовна Соболь в феврале 2005 года назначена вице-мэром Шелеховского района, курирующим социальную сферу. — «Конкурент») умный человек со здоровыми амбициями. У неё хорошее образование — Яна выпускница Московского педагогического института, и опыт, она много лет возглавляла шелеховский детский дом для ребятишек с ограниченными возможностями. Думаю, району её назначение на пользу. Правда, это её назначение несколько изменило наш семейный порядок жизни. Раньше, когда я работал в администрации, приезжал домой очень поздно, уезжал очень рано. Теперь и она работает в таком режиме. Как мужу, мне это, конечно, не нравится, но, с другой стороны, я рад за неё, вижу, как она увлечена своей новой работой.

Мало времени остаётся на общение друг с другом и детьми, это самое большое упущение. Считаем за счастье, когда удаётся пообщаться в выходные всем вместе.

— Вы часто обсуждаете друг с другом деловые вопросы?

— Я не люблю дома говорить о своей работе. Если и обсуждаем дома дела, то по инициативе Яны. Бывает, просит совета как у бывшего чиновника.

— Кем бы вам хотелось видеть своих детей?

— Пусть они вырастут порядочными, трудолюбивыми и неэгоистичными людьми. Тогда у них и в профессиональном плане всё сложится. Хотелось, чтобы у них были здоровые амбиции, желание иметь друзей, а кем они решат стать… Пусть это будет их самостоятельный выбор. Я не буду на них давить, так же как в своё время на меня не оказывали давление мои родители.

Соболь и его команда

— Насколько ожидаемым для вас самого было назначение в Восточно-Сибирскую газовую компанию?

— В администрации мне пришлось отвечать за развитиен инфраструктуры, некоторое время даже был председателем совета директоров компании «РУСИА Петролеум» (владеет лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение. — «Конкурент»). А ВСГК — это большой инфраструктурный проект. Это не только подача газа. Не только строительство трубопровода. А развитие инфраструктуры. Поэтому предложение возглавить ВСГК стало для меня предсказуемым и логичным.

— Существует много версий, которые объясняют появление ВСГК. По одной из них, например, компания была создана для сохранения лицензии на Ковыкту за «РУСИА Петролеум», по другой — в результате давления со стороны губернатора. Что в действительности послужило толчком к созданию компании?

— Сложилось множество разных факторов. Мы много говорили, что 15 лет прошло, а Ковыкта как стояла, так и стоит. Недропользователь занят лишь разведкой и приращиванием запасов. Тем временем не использовать такой ресурсный потенциал просто неразумно. Надо было подтолкнуть развитие проекта, создать некий катализатор. И этим катализатором стала ВСГК.

— Сейчас уже известно, какая роль будет отведена ВСГК в развитии проекта на восток, в Читинской области и Республике Бурятия?

— Мы провели большую подготовительную работу на территории Иркутской области, предшествующую началу проекта газоснабжения. В том числе и маркетинговую. Есть опыт, и опыт неплохой. Учитывая то, что и в Республике Бурятия, и в Читинской области есть интерес к ковыктинскому газу, как эксперты помогаем этим двум регионам выяснить потребности в газе.

— За короткий срок в компании сложилась команда менеджеров, специалистов, которой приходится заниматься достаточно новым для региона направлением в промышленности. По какому принципу формировалась команда?

— Компания начала своё развитие с очень небольшого коллектива. Была такая рабочая группа по изучению регионального рынка газа, которую создало в 2003 году ОАО «ТНК-ВР» (владеет 62% акций «РУСИА Петролеум». — «Конкурент»). Входили в неё Сергей Гусеевский, мой нынешний заместитель, Олег Дагаев, наш финансист и другие. Теперь в штате компании уже более 60 человек. А с учётом группы управления проектом, управляющего подрядчика, подрядчиков и субподрядчиков над проектом газоснабжения Иркутской области сегодня работают сотни специалистов.

ВСГК — компания очень молодая. Если взять коммерческий департамент, средний возраст — 25-26 лет. В производственном департаменте, понятно, люди постарше, за плечами у них опыт практической работы в разных проектах. Сейчас мы активно ищем специалистов по строительству газопроводных систем. И в Иркутске специалистов такого профиля нет.

— Прибегаете к рекрутингу кадров в «Газпроме» и «Стройтрансгазе»?

— Не без того. Профессиональное сообщество не настолько велико, как может казаться на первый взгляд. Директор нашего московского представительства — бывший сотрудник «Газпрома». Второй мой заместитель Геннадий Пушников занимался строительством газопроводов не только в России, проработав в крупных компаниях, в числе которых «Стройтрансгаз».

— Какие британские стандарты были перенесены в ВСГК? Были ли какие-то вещи, связанные с ведением бизнеса, поразившие вас, очень сильно отличающиеся от российских?

— ТНК-ВР, безусловно, является сегодня одной из самых продвинутых отечественных компаний, с современными, цивилизованными подходами к ведению бизнеса, причём во всех направлениях: производственном, финансовом, социальном. Некоторые взятые нами на вооружение вещи отличаются значительно от имеющихся подходов в ряде российских компаний. И в этом заслуга специалистов ТНК-ВР. Они до мелочей прописывают стандарты по охране труда, технике безопасности, экологической безопасности. Вот это концепция стандартов безопасности труда под строительство нашего трубопровода (показывает толстую брошюру). Здесь 180 страниц. Это только концепция.

Обязательным стандартом является инструктаж на случай пожара и иного бедствия перед совещаниями или другими деловыми встречами. Или, например, до введения новых правил дорожного движения стандарты ТНК-ВР требовали от своих сотрудников включать в любое время суток фары и пристёгиваться ремнями безопасности, в том числе на заднем сиденье. Многих поначалу это раздражало.

Пятно на карте

— С вашей точки зрения, каковы перспективы прокладки трубопровода с Ковыкты через Тункинский парк, вдоль южной оконечности Байкала?

— Сам хотел бы знать ответ на этот вопрос. Газопровод — это не нефтепровод, и экологические риски при его эксплуатации минимальны. Сегодня, к сожалению, пока нет общей стратегии развития месторождений углеводородных ресурсов Восточной Сибири и, соответственно, направлений поставок газа. Ведь когда вы говорите о северном или южном варианте прокладки трубопровода, очевидно, имеете в виду поставки на экспорт. Должен заместить, что решение вопросов экспортных поставок любых энергоносителей зависит не только от экологических и технических факторов, но и от геополитики.

Когда мы обращаемся исключительно к технической и экономической сторонам вопроса разработки Ковыкты, то южный вариант более предпочтителен по целому ряду причин. Рассмотрим небольшой участок — Республика Бурятия, Чита, Иркутская область. Во-первых, потребление по южному варианту более высокое, а капитальные затраты, в отличие от северного, в три раза меньше. Соответственно срок окупаемости гораздо короче. Во-вторых, север Байкала — это очень рискованная зона по сейсмичности, где возможны землетрясения силой 9-10 баллов. У нас есть карта, где красными точками отмечены эпицентры землетрясений. И север Байкала выглядит на ней как большое красное пятно. Есть ещё несколько факторов, в первую очередь экологических, говорящих не в пользу северного маршрута.

— Поставлена ли точка в конфликтной ситуации, спровоцированной в конце прошлого года губернатором, сделавшим несколько заявлений об отказе властей от участия в ВСГК?

— Не стану называть это конфликтом. Александр Георгиевич Тишанин, как руководитель такого крупного региона, прекрасно понимает, что газификация может дать толчок экономике. Газ — это развитие газохимии. Крупнейший газохимический комплекс с потреблением более 2,5 млрд. куб. м будет построен в Саянске. Многие проекты, которые были начаты в советское время, могут быть реанимированы. Например, производство минеральных удобрений. Или тот же Восточно-Сибирский огнеупорный завод. В своё время он был остановлен главным образом потому, что в его производственном процессе использовался дорогостоящий мазут, что отражалось на его конкурентности. Отчасти по этой же причине возникли проблемы на Хайтинском фарфоровом заводе.

Очень важно, что проект обеспечивает комплексное использование газа: разделение и использование всех ценных компонентов, в том числе выделение и сжижение гелия. Осенью прошлого года во время визита в Иркутскую область министра экономического развития и торговли Германа Грефа представители МЭРТ посетили ряд объектов по трассе следования газопровода и ознакомились с нашим проектом, один из федеральных чиновников сказал: «Очень красивый проект». Приятно было слышать.

Рядом с «большой» Ковыктой

— Иные высказывания в адрес проекта допускают менеджеры «Газпрома», к примеру, зампредправления концерна Александр Ананенков.

— Позиция «Газпрома»во многом объясняется его монопольным положением на рынке. Отчасти это связано с нерешённостью вопроса по стратегии освоения «большой» Ковыкты. В последнее время у «Газпрома» появился интерес к этому месторождению.

Около двух лет между ТНК-ВР и «Газпромом» идут консультации, и думаю, компромисс будет найден, будут определены формы сотрудничества, которые устроят обе стороны.

— Есть ли у «Газпрома» формальные рычаги влияния на ВСГК и на проект, который реализует компания?

— Не думаю, что проект со столь малым, по меркам Газпрома, объёмом потребления газа (до 4 млрд. куб.м в год) всерьёз интересует интересует компанию. То, что представителями «Газпрома» было заявлено о том, что использование Ковыкты должно вестись с 2011 по 2030 год, вряд ли может устроить населения Иркутской области. Мы же предлагаем начать совместную работу уже сейчас. Это прежде всего относится к строительству газораспределительных сетей низкого давления. Хорошо помню, как я ещё в бытность замгубернатора был в Тюмени в составе делегации региональных чиновников, которые изучали, как газифицируются населённые пункты. Тогда работа «Газпрома» производит впечатление: быстро, чётко, профессионально.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Биографическая справка

СОБОЛЬ Алексей Иванович родился 22 апреля 1957 года в Краснотурьинске Свердловской области. В 1979 году окончил Иркутский политехнический институт, в 1983 году — аспирантуру МАТИ им. Циолковского, в 1991 году — Ленинградский горный институт им. Плеханова, в 1999 году — Всероссийскую академию внешней торговли.

1983 — 1985 — преподаватель кафедры самолётостроения ИПИ. С 1985 года начал работу на ИркАЗе мастером в цехе порошковой металлургии. В 1996 году оставил должность заместителя генерального директора ИркАЗа и принял предложение возглавить управление закупок ОАО «Сибирско-Уральская компания», в структуру которого вошёл ИркАЗ. С 1997 по 2004 год — заместитель главы администрации Иркутской области. С марта 2004 года — генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания».

Женат. Воспитывает 14-летнего сына и 8-летнюю дочь.

Блиц-опрос

— Ваше самое яркое воспоминание детства?

— Их очень много. Мне кажется, когда люди отвечают на этот вопрос, они в большинстве случаев лукавят. В детстве много ярких моментов у любого человека.

— У вас есть семейные увлечения?

— Когда выдаётся свободное время, садимся в машину и обязательно выбираемся за город, либо на Байкал, либо на Аршан. Любим бывать в Тункинской долине, в горах. Общение с природой заставляет и жизнь по-другому оценивать.

— Кто за рулём?

— Сам. Очень люблю вождение. Считаю, что это один из самых приятных видов отдыха. За рулём я отдыхаю, люблю, когда при этом звучит хорошая музыка.

— Отпуск как проводите?

— Мы с удовольствием путешествуем семьёй или вдвоём с женой. В последние годы, к сожалению, не очень получается. А в своё время всю Европу объехали. Теперь вот увлечены юго-востоком: Китай, Корея, Монголия, Япония.

— Ваш любимый автор?

— Нельзя сказать, что это только Мураками или Чехов. Их много. Я всегда читаю сразу несколько книг. У меня на столе могут лежать одновременно Пелевин, Колесников, Лесков, Соловьёв и Чехов. Иногда настрой меняется, и публицистика тут же заменяет классику.

— Есть семейные праздники? День святого Валентина (интервью было записано 14 февраля. — «Конкурент») будете отмечать?

— Все праздники стараемся проводить в семье. Сегодня у нас семейное торжество будет обязательно, отметим День святого Валентина и год работы жены в должности вице-мэра.

— И подарок приготовили?

— Цветы будут обязательно.

— Остаётся время на хобби?

— С удовольствием фотографирую, готовлю еду. Очень люблю рыбную ловлю. Правда, случается это крайне редко. В детстве и юности всерьёз занимался филателией. Но, повзрослев, оставил это занятие. Коллекционирование — это не только серьёзные финансовые отвлечения, но и время. Решил, что, чем заниматься этим плохо, лучше не заниматься вовсе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры