Проект, которого не стало. Усольские чиновники хоронят бизнес
Чуть больше года назад в Усолье-Сибирском царило некоторое воодушевление. Практически все местные СМИ сообщали о скором приходе в город крупнейшей компании, производящей строительные материалы, - немецкой KNAUF. В своё время договорённость о работе этой компании в целом на российском рынке была достигнута на высшем уровне - между канцлером Германии Герхардом Шрёдером и президентом России Владимиром Путиным.
Предполагалось, что Усольский завод железобетонных конструкций станет основной производственной площадкой для KNAUF в Иркутской области, а в качестве сырьевой базы будет использоваться расположенное неподалеку Нукутское гипсовое месторождение. Ещё в мае 2004 года глава немецкой фирмы Николас Кнауф выбрал площадку для строительства завода и провёл предварительные переговоры с областной администрацией. Позже директор российского отделения KNAUF Ханс Юркович подтвердил, что промплощадка в Усолье-Сибирском рассматривается как основной, перспективный вариант.
Однако, судя по последним событиям в самом городе вообще и вокруг железобетонного комбината в частности, этот многообещающий проект с многомиллионными инвестициями (в евро), обречён на провал. Об этом не без сожаления сообщил в понедельник председатель Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат на встрече губернатора с промышленниками региона. По его словам, если с лицензией на месторождение вопрос удалось решить в согласованные с немцами сроки (до лета 2006 года), то действия администрации Усолья во главе с Евгением Кустосом поставили под вопрос возможность строительства завода на выбранной ранее площадке. Железобетонный комбинат попросту оказался проданным «на сторону».
Дело в том, что в течение прошлого года вокруг собственности ЖБК велись нездоровые экономические споры, отягощённые участием в них лично господина Кустоса, из-за чего было высказано предположение о связи его активности со стремлением передать завод подконтрольным структурам с целью дальнейшей перепродажи. Нельзя исключать, что это стало последней каплей в чаше сомнений немецких инвесторов в отношении выбора усольской площадки. Ведь на протяжении всего 2005 года (последний полный год исполнения Е.С. Кустосом своих обязанностей в качестве мэра) в городе регулярно вспыхивали скандалы, связанные с очередными разоблачениями при управлении муниципальной собственностью. А надо ли говорить, что педантичный с точки зрения чистоты бизнеса Запад весьма осторожно выбирает себе российских партнёров, изучая со всех сторон политико-экономическую ситуацию, в которой предстоит работать.
Что же могли увидеть представители KNAUF в Усолье? Самым известным стало дело о поставке насосов французского производства для водозабора «Ангара» — сомнительный контракт был заключён при участии оффшорной фирмы, в результате чего цена завода-производителя увеличилась с полутора до семи миллионов евро, а в залоге у фирмы из Лихтенштейна оказалось городское имущество на сумму 238 млн. руб., что сопоставимо с собственными доходами города за год. По заключению Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, контракт, само название которого не соответствовало юридическим нормам, был признан рискованным для города. Поэтому по факту «заключения руководством МУП ПО «Тепловодоканал» договора купли-продажи 24/41002 насосов водозабора «Ангара» по необоснованно завышенной цене» было возбуждено уголовное дело 30070, которое сегодня находится на контроле у Генпрокуратуры. Статья — злоупотребление полномочиями. При этом и руководитель МУП ТВК Михаил Малый, и мэр Евгений Кустос всё ещё пытаются с завидным упорством доказать усольчанам выгодность этой сделки, которая фактически из их кармана в течение 10 лет будет съедать по 58 тысяч евро ежемесячно (и в то же время, г-н Кустос заявляет, что муниципалитет не в состоянии оплатить энергетикам долг в 30 млн. рублей).
А ещё раньше, до обнародования деталей упомянутого контракта, ряд муниципальных предприятий был выведен из городской в частную собственность: МУПы «Электротранс», «Жилсервис», «Информационный центр Усолье» и другие обзавелись двойниками в форме ООО. Была попытка вывести в частную компанию и основные инженерные сети города (пока ещё функционирующие в составе МУП «Тепловодоканал»), однако благодаря вмешательству депутатов городской Думы эта сделка в полном объёме не состоялась.
Разумеется, все вышеописанные действия городских властей не могли пройти мимо разборчивых немецких инвесторов, тем более что происходили они на стадии завершения переговоров по созданию производства и подготовки проектной документации. Сам мэр города Евгений Кустос, естественно, уже обвинил в возможном срыве бывшее руководство железобетонного комбината, заявив в интервью усольской прессе, что именно оно якобы выдвинуло сильно завышенные требования к компании KNAUF, в том числе по погашению долгов предприятия перед бюджетом и работниками. Что тут скажешь? Евгений Станиславович всегда пытался играть на опережение. Только вот вряд ли этим можно убедить профессионалов-строителей, которые, по сути, и вели переговоры с немецкой KNAUF, осознавая всю важность задачи привлечения в область инвестиций. Тем более в строительную отрасль, которая сегодня находится в весьма плачевном состоянии.
Между тем создание ещё одного стабильно работающего предприятия в Усолье-Сибирском позволило бы городу получить дополнительные рабочие места, инвестиции в обновление основательно изношенной за последние годы инфраструктуры, оживить транспортную систему и наполнить доходную часть бюджета. По плану предприятие должно было производить 10-12 млн. кв. м гипсокартона ежегодно, а также утеплённые панели и шпатлёвку, и обеспечить потребности на эти материалы всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Общая сумма инвестиций оценивалась в 100 млн. долларов, и с учётом разработки Нукутского месторождения этот проект мог бы стать одним из реальных двигателей дальнейшего развития объединённых Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Но, как заявил губернатору один из предпринимателей на той же встрече, произвол местных чиновников не даёт развиваться бизнесу. Наверное, это главная проблема для инвестиционной привлекательности Приангарья.