Критерии благополучия
Вчера на заседании высшего административного комитета Иркутска была принята концепция обеспечения экологического благополучия населения областного центра до 2010 года. Концепция, в отличие от отдельных программы и мероприятий, охватывает весь комплекс экологических проблем. Это состояние почвы, воздуха, воды, шумовые нагрузки и эпидемиологическая безопасность.
Экологическая обстановка в городе сегодня не самая благоприятная. Как подчеркнула одна из разработчиков концепции, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии Сибирского отделения РАН Татьяна Заборцева, ведущим критерием при разработке концепции служит состояние здоровья людей. Медицинский анализ по экологически зависимым заболеваниям показывает, что иркутяне всё больше страдают от подобных недугов. В частности, за последние несколько лет в полтора раза выросло количество заболеваний дыхательной системы у детей. Растёт число эндокринных заболеваний.
В городе остаётся около трёх тысяч стационарных источников загрязнения окружающей среды, к ним специалисты относят промышленные предприятия и производства. Концепция предполагает вынос более 35 из них в загородную промышленную зону. Среди так называемых стационарных источников доминирует автомобильный транспорт. На него приходится 52% выбросов в воздушную среду. Все магистрали города сейчас являются сверхвредными, даже на основе точечных наблюдений. При этом количество транспорта ежегодно увеличивается на 4%. На январь 2005 года в Иркутске насчитывалось около 176 тысяч автомобилей. Поэтому всё острее встаёт вопрос о выносе транспортных магистралей за черту города. Все эти меры должны серьёзно изменить облик города. Как пояснила Татьяна Заборцева, концепция по обеспечению экологического благополучия Иркутска базируется на новом генплане, и авторы обоих проектов работают вместе.
Концепция экологического благополучия предполагает также вынос аэропорта за черту города, чего, кстати, не предусматривает проект генплана. Этот момент Татьяна Заборцева пояснила так: «Когда рассматривался вопрос конкретно по аэропорту, решение о выносе принято не было. Наоборот, взлётная полоса даже удлиняется. Но недавнее выступление губернатора даёт основания надеяться, что аэропорт всё-таки будет вынесен, по примеру всех крупных городов. Как географ, я это связываю ещё и с циркумполярными перелётами. Ведь связующим звеном с Юго-Восточной Азией будет или Красноярск, или Иркутск. Иркутск не хочет самоустраняться из этой борьбы».