Заседание трёхсторонней комиссии
Состоялось очередное заседание трёхсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений, на котором были рассмотрены следующие основные вопросы:
I. Торжественное подведение итогов конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнёрства»
Комиссией проведён конкурс «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнёрства». Конкурс проводится второй раз с целью выявления организаций, муниципальных образований области, добивающихся высокой социальной эффективности, изучения и распространения их опыта; совершенствования форм социального партнёрства; а также создания условий для расширения и развития инициативы и практики взаимодействия работников, работодателей и их представителей, органов местного самоуправления по разработке, заключению и реализации соглашений, коллективных договоров.
На участие в данном конкурсе в 2005 году поступило 69 заявок. В номинации «Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнёрства» приняли участие 14 муниципальных образований; в номинации «Организация Иркутской области высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнёрства» приняли участие 55 организаций, из них 29 организаций производственной сферы, 26 организаций — непроизводственной сферы.
В первой номинации «Организация Иркутской области высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнёрства»:
— в отраслевой группе «Организации производственных отраслей и ЖКХ» присуждены призовые места:
ОАО «Саянскхимпласт» (г. Саянск) — I место;
СПК «Окинское» (Зиминский район) — II место;
ОАО «Иркутскэнерго» (г. Иркутск) — III место;
— в отраслевой группе «Организации непроизводственных отраслей» — образовательные учреждения присуждены призовые места:
МОУ СОШ 24 (г. Иркутск) — I место;
МОУ СОШ 10 (г. Иркутск) — II место;
МОУ СОШ 80 (г. Иркутск) — III место;
— в отраслевой группе «Организации непроизводственных отраслей» — учреждения здравоохранения присуждены призовые места:
МУЗ «Саянская городская больница» (г. Саянск) — I место;
МУЗ «Зиминская городская больница» (г. Зима) — II место;
МУЗ «Городская клиническая больница 3» (г. Иркутск) — III место.
Кроме этого, присуждены дипломы организациям производственной сферы:
— МУП «Водоканал-Сервис» (г. Саянск) — за высокие показатели в области социально-экономического развития;
— МУП «Панацея» (г. Иркутск) — за высокие показатели в области развития персонала;
— МУП ТП «Иркутсктеплоэнерго» (г. Иркутск) — за высокие показатели в области оплаты труда;
— Восточно-Сибирской железной дороге — филиалу ОАО «РЖД» — за высокие достижения в области охраны труда и социального партнёрства.
Во второй номинации «Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнёрства»,:
— в первой территориальной группе присуждены призовые места:
г. Иркутск — I место;
г. Ангарск, г. Саянск — II место;
г. Братск — III место;
— во второй территориальной группе присуждены призовые места:
г. Усолье-Сибирское — I место;
г. Черемхово — II место;
г. Усть-Кут — III место;
— в третьей территориальной группе присуждены призовые места:
Зиминский район — I место;
Тайшетский район — II место;
Киренский район — III место;
— в четвёртой территориальной группе присуждены призовые места:
Тулунский район — I место;
Усть-Удинский район — II место;
Черемховский район — III место.
II. О результатах проделанной сторонами социального партнёрства работы по снижению ставки единого социального налога
В условиях налогового реформирования произошло резкое (с 15,7 млрд. руб. за 9 месяцев 2004 г. до 12,9 млрд. руб. за 9 месяцев 2005 г.) снижение поступлений Единого социального налога в федеральный бюджет и в социальные внебюджетные фонды. В сопоставимых ценах объём платежей ЕСН снизился на 25,1%.
Вопрос о социально-экономических последствиях снижения ставки ЕСН находится на постоянном контроле у членов трёхсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений.
В апреле 2005 г. вопрос использования сумм экономии ЕСН рассматривался на заседании президиума Некоммерческого партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей, по результатам которого, в соответствии с принятым постановлением, членам НПТиП также рекомендовано направлять суммы экономии от снижения ЕСН на инвестиции в основной капитал и на повышение заработной платы работников организаций.
За девять месяцев 2005 г. инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям области в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года увеличились на 11,9% и составили 15,2 млрд. руб. Кроме этого, наметился значительный рост объёмов инвестиций, направленных на обновление основных фондов на предприятиях среднего и малого бизнеса.
На заседании комиссии было принято решение рекомендовать работодателям продолжить практику эффективного распределения суммы экономии ЕСН на заработную плату и инвестиции в основной капитал.
Профессиональным союзам рекомендовано осуществлять контроль за направлением суммы экономии ЕСН в организациях на повышение заработной платы.
Администрация Иркутской области продолжит мониторинг за ростом заработной платы и инвестиций в основной капитал в организациях внебюджетного сектора экономики и использованием суммы экономии ЕСН на эти цели.
III. Индикативное планирование как способ достижения эффективности промышленного производства на территории области и муниципальных образований
Российское законодательство в сфере экономики ограничивает возможность вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом социально-экономическая обстановка во многом формируется деятельностью негосударственного сектора экономики, а в нашем регионе она определяется политикой собственников крупных предприятий.
Механизм индикативного планирования предполагается заложить в разработку Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2010 года, работа над которой началась в октябре 2005 года. Среди принципиальных показателей следует выделить натуральные и стоимостные производственные показатели; размер оплаты труда, прибыли, налоговых отчислений, инвестиций; расходы на социальные и природоохранные мероприятия.
При условии исполнения сторонами социального партнёрства данных обязательств рост ВРП составит 5,8% в 2006 г.
Комиссия приняла информацию к сведению.
IV. Актуальные проблемы подготовки рабочих кадров Иркутской области
Подготовка рабочих кадров области осуществляется по двум направлениям: в государственной системе профессионального образования и непосредственно на производстве предприятиями. Оба эти направления нуждаются в развитии и совершенствовании.
К наиболее актуальным проблемам подготовки рабочих кадров Иркутской области следует отнести проблему подготовки рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда.
Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих кадров и специалистов — 9-10 тыс. чел., из которых в 2005 году было трудоустроено 89%.
Наибольшим спросом на рынке труда в 2006-2008 гг. будут пользоваться следующие специалисты: механики, слесари; операторы, аппаратчики и машинисты установок; электросварщики; воспитатели; водители и машинисты подвижного оборудования; средний и младший медицинский персонал; строители, плотники, каменщики, маляры и работники других строительных специальностей.
В связи с исчезновением института базовых предприятий и наставничества остаётся проблема организации производственной практики. Кроме этого в настоящее время весьма ослаблена система профориентации, без которой невозможно формировать у молодёжи потребность приобретения востребованной на рынке труда профессии.
За годы реформ значительно пострадала и система внутрифирменной подготовки и обучения кадров. Администрация области в 2005 году в целях обеспечения подготовки рабочих кадров на производстве подготовила методические рекомендации по организации внутрипроизводственной системы обучения. Усовершенствование устаревших методов и механизмов обучения персонала в организациях области, а также внедрение внутрипроизводственной системы обучения является сегодня актуальной задачей.
На заседании комиссии было принято решение рекомендовать администрации Иркутской области ежегодно во взаимодействии с органами местного самоуправления и участием объединений работодателей осуществлять прогнозирование потребностей организаций области в рабочих кадрах в разрезе территориальной и профессионально-квалификационной структуры и с учётом этого планировать подготовку рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования; продолжить работу по профессиональной ориентации молодёжи, активнее использовать для этого средства массовой информации; рассмотреть вопрос о возможном правовом регулировании вопросов подготовки рабочих кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области, а также рассмотреть вопрос о создании координационного совета по вопросам подготовки кадров при комитете по труду Иркутской области.
Работодателям и профсоюзам было рекомендовано организовать работу по систематическому изучению потребностей в рабочих кадрах; подготовке планов (программ) подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; внедрению внутрипроизводственной системы обучения, наставничества; включению в коллективные договоры вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочих кадров на основе договоров с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Комиссия решила рекомендовать Управлению федеральной государственной службы занятости населения по Иркутской области наметить дополнительные меры по сокращению уровня безработицы среди рабочих профессий.
V. Информация о выполнении плана мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики Иркутской области
Во исполнение Плана мероприятий за период 2005г. по реализации Концепции совершенствования системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики вопрос о соблюдении трудового законодательства в части своевременности выплаты рассматривался трёхсторонней комиссией Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений ежеквартально.
В целях информационного обеспечения органов исполнительной власти информацией об изменении заработной платы ежемесячно проводится анализ сводных индексов основных показателей, характеризующих выплату заработной платы по видам экономической деятельности области. Так, по состоянию за 9 месяцев 2005 года рост заработной платы в промышленности составил 22,4% и произошёл на фоне роста объёмов производства (на 3,2%) и производительности труда (на 11,2%) и не превысил допустимой расчётной величины. Вместе с тем рост цены производителя составил 18,7% и по-прежнему остаётся основным резервом роста заработной платы.
Во исполнение Плана мероприятий, а также для комплексного анализа динамики основных показателей развития социального партнёрства в области ежеквартально проводится мониторинг показателей коллективно-договорного регулирования по муниципальным образованиям области.
По состоянию на 01.10.2005г. в области заключено 2904 коллективных договора, что на 206 коллективных договоров больше, чем на начало 2005г.
На заседании комиссии было принято решение: сторонам социального партнёрства продолжить работу по реализации Концепции совершенствования системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики Иркутской области согласно утверждённому плану.
Секретариат областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений