С "натуры" - на рубли. Реализация 122-го закона в Приангарье потянула на 2,5 миллиарда рублей.
Главным достижением минувшего года исполняющий обязанности заместителя главы областной администрации по социальной политике Семён Круть назвал "золотую середину", которую удалось найти, реализуя на практике 122-й закон.
В Приангарье было много сделано для того, чтобы новый законодательный акт менее болезненно отразился на жизни тех, кто нуждается в материальной поддержке государства. На недавней пресс-конференции прозвучали точные цифры, на которые ориентировалось главное управление социальной защиты населения Иркутской области, возглавляемое Семёном Крутем, при «переводе» существующих льгот с «натуры» на рубли. На сегодняшний день в нашем регионе 225942 федеральных льготника и 241796 — областных. Из них 1782 труженика тыла, 197779 ветеранов труда, 7550 реабилитированных граждан. И ни один человек из этих сотен тысяч сибиряков не был «упущен»; более того, была проделана огромная работа, чтобы в составленных реестрах точно значились имена и домашние адреса этих людей.
«А дальше, — признался Семён Круть, — было уже проще: мы учли все виды льгот, обсчитали эти средства с плюсом и таким образом смогли из них покрыть имевшиеся кредиторские задолженности по льготам за несколько прошлых лет».
В целом же из областного бюджета на исполнение всех предусмотренных 122-м законом льгот ушло 2,5 миллиарда рублей, что перекрыло социальные расходы позапрошлого года в четыре раза. Практика показала, что лёгких для исполнения статей в новом законе вообще нет. Но особенно напряжённо складывалась в начале 2005 года ситуация со льготными лекарствами. Необходимо было оснастить всю поликлиническую сеть компьютерами, чтобы выписываемые льготникам рецепты были по форме унифицированы.
На первых порах не все аптеки смогли выполнять заказы пациентов — не хватало лекарств, да и сам обязательный список медицинских препаратов, утверждённый Минздравом, оставлял желать лучшего. И всё-таки эту ситуацию удалось переломить. В общей сложности на «отоваривание» льготных рецептов было потрачено федеральным и областным бюджетом свыше 600 миллионов рублей, а, если присовокупить и денежное выражение так называемых муниципальных рецептов, то на 23 миллиона больше.
Также не на тысячи, а на миллионы тянули расходы бюджета, предназначенные на льготы по зубопротезированию и пользованию общественным транспортом. Что же касается услуг ЖКХ, то, по словам Семёна Крутя, «нет в Приангарье льготника, за которого бы мы не заплатили часть коммунальных расходов».
Но не только льготникам была адресована прямая материальная поддержка областного бюджета. На его плечи в минувшем году вообще легла вся «социалка» — в том числе содержание всех имеющихся в Приангарье домов-интернатов для одиноких и хронически больных граждан.
В наступившем году социальная политика в Приангарье станет более просчитанной даже несмотря на «узость» принятого законодателями регионального бюджета. Это объясняется прежде всего тем, что вся самая трудная и кропотливая работа по учёту граждан, имеющих права на льготы, уже сделана. Разумеется, составленные реестры не есть нечто застывшее: у кого-то изменится льготная «графа», кто-то получит ту или иную группу инвалидности. Но все такие изменения уже легко отслеживать и вовремя корректировать.
Однако и лёгким наступивший год не будет. Как особо болезненные Семён Круть назвал две проблемы. Одну из них, которую в течение многих лет безуспешно пытаются решить службы социальной защиты в Приангарье, можно определить одним словом — «бомжи». Нигде, кроме Черемхова, нет в Иркутской области хотя бы минимально обустроенных домов временного пребывания, ночлежек, где бы человек, не имеющий крыши над головой, мог переждать непогоду. Пока вопрос об открытии таких социальных приютов остаётся открытым.
Вторая беда — беспризорные дети. Хотя бы некоторых из них, как надеется областная администрация, удастся устроить в семьи, готовые дать ребятам кров и домашнее тепло. Кроме того, по осторожным подсчётам социологов и педагогов, в Приангарье сегодня более 10 тысяч ребят находятся в социально опасном положении, поскольку растут они в крайне неблагоприятных условиях. Разумеется, содержание семейных детских домов или опека над социальными сиротами тоже повлекут немалые расходы областного бюджета, но эта та статья, на которой экономить грешно.