Ожерелье из жемчужин радости. Женский алкоголизм - не приговор
Крылатую фразу из фильма "Доживём до понедельника" "Счастье - это когда тебя понимают", наверное, так часто и трепетно не повторяют нигде, как в сообществе анонимных алкоголиков (АА). И дожить "до понедельника", до конца выходных тоже для многих участников движения АА составляет задачу, которая не так проста, как для любого нормального человека. Особенно уязвимыми трезвеющие алкоголики делаются в праздники, тем более что они теперь в России взяли моду быть "долгоиграющими". В самом деле, надо ведь занять свой досуг чем-то отличным от традиционного застолья и чоканья, которым наполнено всё вокруг, начиная от звуков из соседской квартиры и кончая происходящим на экранах телевизоров. Для некоторых "анонимщиков" нескончаемые рождественские каникулы превратились в десять дней настоящей депрессии. Но вот гостья нашего сегодняшнего выпуска, член содружества АА Алёна нашла способ этого избежать. Она вместе с подругой из братства отправилась в гости к анонимным алкоголикам Железногорска, которых иркутяне летом принимали на Байкале во время традиционного ежегодного слёта. Предлагаем вашему вниманию откровенный рассказ Алёны о впечатлениях и плодах этой поездки.
— Начну чуть издалека. Когда я пришла в сообщество, то совершенно не готова была себе признаться, что алкоголизм — это крест одиноких людей. Об этом впервые услышала на собраниях. И, проанализировав честно свои каналы общения, увидела ясно: я совершенно одинока. То, что со мной происходит, никому не понятно, да и никого, по большому счёту, не волнует. И вдруг, придя в программу анонимных алкоголиков, я почувствовала возможность приобщиться к мощному (подумать только!) всемирному братству людей, подобных мне. Столкнувшихся с теми же проблемами, переживших те же страдания и пришедших к единственно правильному выводу, что надо бороться за свою трезвость. Ведь это здорово! Здорово, даже если хотя бы гипотетически представить, что поехала я, скажем, в Торонто, а там с распростёртыми объятиями меня будут встречать «наши», как мы на Байкале встречали всех, кто смог к нам добраться! Практически в любом городе мира есть люди, которым я родная. И наша с Леной поездка в Железногорск подтвердила это на 150%!
Чему мы могли бы поучиться у железногорцев? Чем тамошние собрания отличаются от иркутских? Мне особенно понравилась одна из особенностей «протокола», которая у нас не принята. Железногорцы обнимаются и целуются в начале и в конце собрания. Думаю, в этом есть положительный смысл. Это настраивает по-доброму, обновляет чувство родства, наверное, помогает порой «аннулировать» какие-то обиды. И вообще, у них очень тёплые отношения, даже семейные. Они общаются не только на собраниях, ходят друг к другу в гости. Многие вместе работают. А что самое замечательное, они вместе встречают праздники. Опаснейший из всех — Новый год. Долго. Для большинства «наших» первая половина января — чёрное время. А у железногорцев всё проходит душевно и без негатива. Потому что они собираются всей тусовкой в ночь с тридцать первого на первое у кого-нибудь на квартире и проводят уморительный капустник с хохмами, репризами, с изобильным застольем. Безалкогольным, разумеется… Мужья и жёны, у кого нет проблем с выпивкой, празднуют вместе со своими половинами. И никто не в претензии. Семейное счастье дороже.
И другие праздники железногорцы отмечают, собираясь до кучи, на шашлыки, на пикники выезжают весёлыми компаниями. Умеют и без «градусов» насытить свою жизнь отдыхом, общением с природой, здоровым досугом. Город у них маленький, они все держатся в крепком кулачке. Это бы не худо у них перенять.
Что ещё я вынесла из этой поездки? Кое-каким вещам меня научила дискуссия, которая вспыхнула у моей подруги иркутянки Лены с тамошним лидером движения Володей. Лена поделилась, что её огорчает ещё не изжитая эмоциональная неуравновешенность, приступы гнева, агрессии, прежде всего по отношению к сыну. Володя пытался ей помочь, но не смог сделать это в той форме, в которой требовалось. Он тщетно старался её убедить, что она уже должна уметь с собой справляться. Ну, а если пока всё-таки не умеет? Иван, у которого трезвости меньше года, сумел Лену понять. Он сказал: «Ты просто устала. И это понятно. Ты ведёшь нелёгкий бой за свою личность, наконец, просто за выживание. Не требуй от себя большего, чем то, к чему ты готова сегодня. Завтра твои возможности жить в ладу с собой и с миром станут богаче». Это я к тому, что порой и с небольшим трезвым стажем можно быть полезным другому алкоголику.
— Мне вообще много даёт пребывание в сообществе анонимных алкоголиков. Я в программе около полутора лет. Не так давно отметила год трезвости. На собрания хожу минимум два раза в неделю.
Наблюдая за другими, я наблюдаю и за своей болезнью. Анализирую, насколько стабильно моё состояние, насколько вероятен срыв. И ещё я теперь везде признаюсь, что сменила зависимость от алкоголя на зависимость от содружества анонимных алкоголиков. И меня это ничуть не пугает. Потому что новая моя зависимость не опасна, не губительна. Она конструктивна. Она помогает мне развиваться духовно и строить свою жизнь с позиций пользы и блага. Ведь просто быть трезвым ради самой трезвости — это же неинтересно. Должен ведь быть какой-то смысл. Возможно, я ещё не готова сформулировать, в чём он. Но вот пишется в наших пособиях: «И будет тебе счастье!» Должно быть счастье. Какое? В чём? С одной стороны, столько во мне скверны, с таким бешеным сопротивлением покидает меня болезнь. Не хочет, страшно не хочет уходить весь тот негатив, который во мне накопился за мучительно прожитые годы. Но начали появляться и эти вот необъяснимые мгновения… внутреннего покоя, которых не было раньше. Разве только давно-давно, в детстве. Вот счастье. И надо же было окунуться в такую грязь, чтобы вновь нащупать тонкую ниточку, связывающую нас с блаженством! Я нырнула в такую черноту! Когда пришла к анонимным алкоголикам, у меня за душой не было ничего, кроме слабенькой надежды, что жизнь хотя бы перестанет быть мучительной. И эта надежда, такая чахоточная поначалу, не просто оправдалась. Но каким-то необъяснимым образом, через наши встречи, через поддержку товарищей по несчастью, я постепенно вновь обрела способность ловить среди окружающей меня серости драгоценные жемчужинки радости. А поездка в Железногорск — ну, это я себе целое роскошное ожерелье подарила на Рождество!
В программе анонимных алкоголиков проповедей никто не читает. Зато звучат исповеди. А это тоже дорогого стоит. И я сама могу исповедать свои грехи, тревоги, сомнения… Программа не разбирается на винтики. Я, по крайней мере, не в состоянии её логически объяснить. Да это и не нужно. Я её просто приняла. Наверное потому, что у меня другого выхода не было. Гибель или трезвость — выбирай!
Записала Марина РЫБАК
«Телефон доверия» анонимных алкоголиков
8-902-7-681-803 работает круглосуточно.