Потомки Посохина
Знаете ли вы, дорогой читатель, сколько юбилейных изданий появилось в Иркутской области за первые пять лет нового века? ... Иду по центру Иркутска и вижу протянутое поперёк улицы голубое полотнище: "Нам пять лет!". Метров через пятьдесят - второе: "Нашей фирме - 10 лет!". Тоже - юбилей, но не о таких юбилеях я сегодня хочу рассказать.Без барабанного шума, в "скромном течении будней" вышла в свет "Книга длиною в век. Иркутской типографии N 1 - 100 лет".
Мы хорошо знаем этот дом на центральной улице города, где находится Иркутская типография N 1 имени Посохина. Ежедневно, проходя рядом с этим домом, любуемся его чудесной архитектурой. И не более. Поэт Анатолий Кобенков на страницах юбилейной книги признаётся: «Мне грустно, что я практически ничего не знаю о Посохине и Макушине, но в то же время мне ещё и радостно, ибо мне мнится, будто я знал их, ибо успел застать тех, кто хоть краем глаза их видел или более того успел поработать под их приглядом… Я ведаю, что Посохин был человеком особенным — гласным Иркутской городской думы, состоял в Географическом обществе, знаю, что его двоюродный брат Макушин был в более чем славных отношениях с губернатором, что оба — и тот и другой — безмерно любили Книгу, хотели научиться и научились делать её, задумав подчинить Слову всю Сибирь».
Стремление к лучшим образцам выделяло сродных братьев: старшего Макушина и младшего Посохина. Об этом рассказывают в своём историческом очерке профессор Иркутского государственного университета Ю. Пархоменко и аспирантка О. Полюшкевич: «Все дома по улице Большой, построенные в конце XIX — начале XX века, хороши, но, пожалуй, только несколько из них — драматический театр и два музея — краеведческий и художественный — могут поспорить с красотой и особенностью архитектуры дома Макушина и Посохина».
Пётр Иванович Макушин, вернувшийся из Иркутска в Томск, незадолго до своей смерти говорил молодым продолжателям: «Любимого моего дела оставляю завет: настойчиво, как можно глубже и шире внедряйте хорошую книгу в массы».
Книгу по праву считают лучшим другом человека. Книга всегда облегчала жизнь, смягчала душу, проясняла ум, учила человека искусствам и ремеслам, делала его сильнее в борьбе с горем, нуждой и невзгодами. Поэтому она нужна всякому образованному и только выучившемуся читать, богатому и бедному, жителю города и деревни. Ну кто будет оспоривать это мнение одного из авторов книги…
Центральное место в ней занимают рассказы автора-составителя, журналиста-востсибправдовца Бориса Абкина о юбилярах, тех, кто непосредственно делает книги. Генеральный директор Валерий Тененбаум, характеризуя сегодняшние годы и годы перестройки, которые, мягко говоря, были непростыми, убеждённо говорит: «Мы не каким-то образом выживаем, нет — мы живём!» О том, как это удаётся небольшому коллективу, читатель узнает из уст самих делателей книг, героев очерков, бесед, интервью…
«Именно здесь я сразу почувствовал особый вкус к производству, — считает Вячеслав Правенький, заместитель генерального директора, депутат Иркутской городской Думы. — Наша работа, книги, которые мы делаем, накладывают какой-то неповторимый, особый отпечаток на самих работников типографии. Эту атмосферу я почувствовал сразу, в первый же день, когда генеральный представлял меня коллективу».
Сегодня в типографии на смену старой технике пришла новая, внедрена современная технология. Сигнал компьютера — и готовые полосы лежат на устройстве прямого выхода на печатную форму. Электроника, лазер. Здесь есть уникальные машины, какие не встретишь от Урала до Дальнего Востока.
… А Посохин и Макушин начинали при керосиновых лампах. Но уже в 1904 году в новом здании на Большой стояли печатные машины производства германской фирмы «Аусбург» — лучшие для того времени. Потом, достроив котельную, второй и третий этаж левого крыла здания, запустили паровую котельную и динамо-машину. «Вертельщики», которые своей мускульной силой вращали маховики печатных машин, получили новую тогда профессию — полиграфист.
Думаю, читателю интересно будет познакомиться с обширной хроникой всех десятилетий двадцатого века через призму типографии N1, её коллектива, судьбы трёх-четырёх поколений.
Мы работали по соседству, — типография N1 и редакции двух газет — «Восточно-Сибирской правды» и «Советской молодёжи». И мы всегда считали, что работаем в одном доме, жили одной атмосферой, дышали одним воздухом.
Ну как не порадоваться, что сегодня типография имени Посохина (в недрах которой родилось столько замечательных книг, что их не перечесть) приобретает и международный статус. В 1997 году она была удостоена приза Золотой Меркурий (это в Париже!) за свою издательскую деятельность, а в 2003 году в Женеве в торжественной остановке была награждена почётным международным Золотым призом за высокое качество выпускаемой продукции. Такой приз позволяет коллективу войти в ассоциацию компаний 160 стран, которые добиваются признания во всём мире и дали моральное право генеральному директору типографии считать, что коллектив действительно «не выживает» — он живёт, развивается, творчески растёт. (Кстати, Академия наук в Швейцарии в 1989 году присвоила Валерию Тененбауму звание «Человек планеты Земля». Он заслуженный работник культуры России»).
По поручению и от имени старейших иркутян за книгу — спасибо!