Космические лики ольхона
Марина Свинина - фотохудожник в Иркутске известный. Она часто выставляется в музее Рогаля, других выставочных залах города. "Из дальних странствий воротясь", привозит удивительные виды городов Германии, Швеции, других стран, где ей удаётся побывать. Любит своим объективом разглядывать капельки росы на листьях деревьев, трепетную нежность утренних цветов.
В день своего 45-летнего юбилея она открыла выставку «Ольхон. Колесо времени» в новом зале областного краеведческого музея «Музейная студия». Говорит, что к изображению Байкала обратилась недавно, потому что считала тривиальным: «Только ленивые не снимают его». Обратить глаза к душе Ольхона помог ей всё тот же краеведческий музей, при-гласивший её несколько лет назад на Ревякинские чтения. С той поры каждый год ездит на остров, удивляясь новизне впечатлений и удивляя зрителей непохожестью увиденных ею пейзажей.
На открытии выставки Марина казалась, как никогда, счастливой. Как же, самой дорогой её гостьей была полугодовалая внучка Алиса, гордо возвышавшаяся над остальными на папиных плечах. Сообщала она друзьям и о другой своей радости: старшая дочь, которая вышла замуж и уехала в далёкую Америку, в декабре 2005 года тоже родила дочь, назвав её Несси. Просветлённым и чистым взглядом смотрит Марина на отдельные части земного света, собирая их в единый мир.
Фотографии покоряют не только разнообразием видов, но и переливчатостью настроения. Есть работы, в которых вода и небо будто сливаются в космическое пространство. Байкал у Свининой представляется мудрым, олицетворяющим собой покой и величие природы.
Всё же, почему выставка названа «Колесо времени»? Наверное, потому, что оно стремительно, неумолимо движет жизнь человека от младенчества к старости. Портретов немного, но каждый своеобразен и выразителен. На некоторых изображены юные красавицы, продолжающие движением своего тела застывшие позы вывернутых из почвы корней. Местный шаман, продолжающий колдовское дело своего рода, и старуха, лицо которой покрыто бороздами морщин, точно так же, как покрыта ими вспаханная земля. Есть и узнаваемые лица. Солист музыкального театра имени Загурского Вячеслав Варлашов удивленно смотрит на зрителей, чуть отвернувшись от водного безбрежья. Марина успела запечатлеть взгляд мужчины, не разучившегося по-детски удивляться открытию мира.
Загадочными, кажущимися почти не реальными выглядят на снимках скалы. В их структуре преобладают красновато-сиреневые цвета, почти не видимые, когда смотришь на них в живую. Что это? Свойство техники или умение Марины видеть то, что другие не замечают? Воспроизведённые фотоаппаратом снимки так же будят воображение, как кисти и краски, используемые художником для своих картин.
«Пьяные» деревья у Свининой сняты несколько иначе, чем у других фотомастеров. Кажутся они одушевлёнными, сродни старожилам острова, закалёнными и не сгибаемыми от природных стихий. Чудится, что деревья с выветренными корнями готовы пуститься к тебе навстречу, радуясь возможности нового знакомства. Работы эти навевают и грустные мысли о времени, которое неумолимо поворачивает своё колесо в сторону другого измерения жизни.
Много работ, снятых в тумане: миражи, которые удивляют таинственностью, сказочной красотой. Ольхон — святое место. На Ольхоне человек ощущает себя другим, очищенным от мирской суеты.
На выставке работ Свининой испытываешь те же чувства, которые ощущает человек, побывавший на Ольхоне. Сердце начинает учащённо биться от сознания, что мир прекрасен, состоит из неразрывной связи человека и природы.