издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Яйца саранчи

«Вначале эти люди были для Алонова только обидчиками, врагами, которые оскорбили его личное достоинство разбойничьим нападением. Потом в его сознании фигуры наглых и злобных негодяев постепенно переросли в бандитов, шатающихся в степи с непонятными и, наверное, преступными целями. Теперь они разоблачены — они диверсанты, шпионы, подрывники, они выполняют план уничтожения всенародного достояния. Смерть им!»

Это цитата из потрепанной книжки «По следу», вышедшей из-под пера советского писателя Валентина Иванова в 1952 году. Сюжет её незамысловат до наивности: рядовой советский гражданин разоблачает диверсантов, которые проникают из-за границы, чтобы разбросать в ковыльной степи кубышки с яйцами особо вредного вида саранчи, чтобы подорвать советское сельское хозяйство. Человек и патриот берёт инициативу в свои руки и двух вредителей, стало быть, убивает собственноручно, а третьего сдаёт властям и теряет сознание на руках у майора госбезопасности. Другими достоинствами книга не блещет, и просто удивительно, как автор мог создать подобный опус практически одновременно со знаменитой «Русью изначальной». Но речь не о литературе, тем более не о саранче, и даже не о госбезопасности. Речь о штампах, которые ненавязчиво внедряются в общественное сознание.

На днях ФСБ России захватило некое электронное устройство, которое использовалось британской разведкой для связи с агентами в Москве. Устройство было замаскировано под булыжник и валялось где-то на обочине. Зная общий уровень развития электроники, можно предположить, что ничего экстраординарного в этой находке нет. Уж если сегодня у каждого второго подростка в сотовом телефоне находится фотокамера, то в специальный разведческий булыжник можно, наверно, даже суперкомпьютер запихать. Честь и хвала, стало быть, матёрым контрразведчикам, которые этакое смогли обнаружить.

Смущает другое. Уж очень ловко средства массовой информации привязали этот анонимный булыжник (вроде, Джеймса Бонда при булыжнике не нашли, ушёл от преследователей, как обычно неуловимый агент 007) к некоммерческим организациям. Сначала об этом вскользь упомянули в программе «Специальный корреспондент», затем новость пошла из одного издания в другое. Очень кстати тут оказался упомянут и известный указ о запрете финансирования из-за рубежа независимых организаций. Пожалуй, следующим шагом станет появление возмущённой организованной общественности, а тут и до патриота с ружьём наперевес недалеко.

И вот что самое обидное. Не впервой общаться с представителями некоммерческих организаций, в том числе — тех самых, финансируемых из-за рубежа. И в самом деле, под их эгидой в России появляются очень странные гости — то заедет эксперт по России, от которого за версту тянет ЦРУ, то и вовсе специалист по связям с общественностью из НАТО. Да, но что делать с презумпцией невиновности? Не пойман — не вор! Парашютов дяденьки из некоммерческих организаций дождливой ночью не закапывали, секретных чертежей через проходную оборонных заводов не тащили. Стало быть, пусть живут, паразиты… Нашей стране не впервой забываться в трансе, когда сон разума порождает чудовищ. В условиях стократно возросшей мощности СМИ черта, за которой страна наполнится доброхотами, изводящими чернила и компьютерные модемы в стремлении разоблачить диверсантов, — рядом. А тут и рукой подать до энтузиаста-патриота с дву-стволкой, коротающего дни и ночи в поисках яиц саранчи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры