Концепция социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы
(разработана в соответствии со ст. 7 Закона Иркутской области от 16 июля 1997 года 35-оз "О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области")
Иркутская область как субъект Российской Федерации разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Иркутской области.
Данный документ разработан в соответствии с Законом «О системе прогнозирования и программе социально — экономического развития Иркутской области», Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации.
Настоящая Концепция предполагает усиление ориентации экономики на расширение внутреннего производственного, инвестиционного и потребительского спроса. Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья, увеличения сельскохозяйственного производства.
Исключительное географическое положение Иркутской области в совокупности со сформированным гражданским сообществом и уникальной ресурсной базой предполагают широкие возможности для развития Иркутской области.
Органы государственной власти Иркутской области обязаны создать благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь для социально незащищенных слоев населения.
1. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Основополагающим в проводимой администрацией Иркутской области социально-экономической политике является повышение качества жизни населения Иркутской области, развитие экономического потенциала и консолидация гражданских инициатив сообщества.
Реализация миссии региона осуществляется в рамках решения следующих стратегических задач:
— увеличение внутреннего спроса для повышения уровня и качества жизни населения;
— позиционирование Иркутской области как опорного региона Восточной Сибири, производящего различные виды конечной продукции в том числе для нужд соседних регионов в рамках межрегиональной кооперации;
— преодоление тенденции сокращения численности населения;
— создание институциональных условий, обеспечивающих эффективное ведение хозяйственной деятельности на территории Иркутской области;
— создание реальных возможностей для достижения намеченных Президентом и Правительством Российской Федерации темпов роста ВРП, развития образования, здравоохранения, увеличения строительства жилья и сельскохозяйственного производства;
— повышение социального статуса работников бюджетной сферы;
— создание условий для развития институтов гражданского общества;
— дальнейшее развитие культурного пространства, активизация творческих процессов;
— повышение ответственности органов местного самоуправления за социально-экономическое развитие территорий.
2. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Основным стратегическим ориентиром в данной сфере является рост человеческого капитала и развитие гражданского сообщества Иркутской области на основе расширения внутреннего регионального спроса.
2.1. Демографическая политика
Задача: улучшение демографической ситуации.
Способы реализации:
— уменьшение оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы Иркутской области;
— снижение уровня депопуляции;
— оказание помощи многодетным семьям;
— снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни;
— поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;
— отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции.
2.2. Уровень жизни населения
Задача: повышение уровня жизни населения на основе создания условий для роста внутреннего спроса.
Способы реализации:
— повышение совокупных доходов территорий за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций в экономику Иркутской области;
— развитие системы социального партнерства на основе ведения социального диалога, заключения коллективных договоров и соглашений;
— систематическое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие ее росту во внебюджетном секторе экономики в рамках социального партнерства;
— создание системы мониторинга уровней заработной платы по видам экономической деятельности для повышения информированности субъектов социально-трудовых отношений.
2.3. Трудовые отношения
Задача: развитие рынка труда Иркутской области на основе баланса интересов работодателей и работников, максимальное обеспечение занятости трудоспособного населения и охраны труда работников.
Способы реализации:
— создание условий для увеличения количества рабочих мест на основе прогрессивного экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности предприятий Иркутской области;
— сокращение уровня безработицы, прежде всего, в трудоизбыточных районах Иркутской области, на основе применения активных форм содействия занятости и мобильности трудовых ресурсов;
— обеспечение строгого контроля за въ
ездом в Иркутскую область представителей дальнего и ближнего зарубежья и квотирование привлекаемой иностранной рабочей силы;
— развитие системы управления охраной труда на государственном, муниципальном и локальном уровнях, обеспечение проведения государственной экспертизы условий труда для сохранения здоровья работающих в организациях области.
2.4. Здравоохранение
Задачи:
Формирование институтов, способных обеспечить своевременное и качественное предоставление медицинской помощи населению.
Способы реализации:
— реорганизация сети учреждений здравоохранения;
— активное внедрение медицинских инновационных технологий в деятельность практического здравоохранения;
— развитие профилактического направления в деятельности системы здравоохранения;
— реализация программно-целевого метода управления здравоохранением;
— создание современной информационно-технической и методологической основы наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья.
2.5. Образование
Задача: обеспечение доступного и качественного образования, востребованного на рынке труда Иркутской области.
Способы реализации:
— сбалансированное развитие начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального и высшего образования в соответствии с потребностями Иркутской области;
— содействие развитию экспорта образовательных услуг учреждениями профессионального и высшего образования Иркутской области;
— привлечение в сферу образования молодых и талантливых специалистов на контрактной основе;
— расширение доступности образования для всех слоев населения.
2.6. Жилищная политика
Задача: улучшение жилищных условий для различных социальных групп населения, обеспечение населения доступным и качественным жильем.
Способы реализации:
— развитие рынка жилья и финансовой инфраструктуры Иркутской области для обеспечения большей доступности жилья для широких слоев населения;
— развитие системы ипотечного кредитования;
— снижение административных барьеров на пути согласования строительной документации, а также оформления прав на земельные участки и объекты недвижимости;
— удешевление строительства за счет развития местной базы производства стройматериалов;
— создание минимально необходимого муниципального жилищного фонда;
— реорганизация сферы коммунального обслуживания ЖКХ.
2.7. Культура
Задача: сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала Иркутской области, духовных основ гражданского сообщества.
Способы реализации:
— обеспечение доступа к культурным ценностям и информации для всех слоев населения;
— повышение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры;
— поддержка творческих союзов, народных театров, коллективов народного творчества, молодых дарований, выдающихся деятелей литературы, культуры и искусства, народного творчества, в том числе выделение грантов и присуждение стипендий за счет средств областного бюджета.
2.8. Молодежная политика
Задача: создание условий для эффективного вовлечения молодежи в социально-экономическое и общественно-политическое развитие Иркутской области и страны в целом.
Способы реализации:
— развитие системы профориентации, трудоустройства и создания новых рабочих мест для молодежи;
— содействие становлению гражданской позиции молодежи, вовлечению молодежи в разработку и реализацию программ развития территорий и страны;
— формирование толерантности, снижение проявлений агрессивности в молодежной среде, разработка программ профилактики социально-негативных явлений среди молодежи;
— поддержка молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с российским законодательством;
— формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получение образования, поддержки деловой активности и строительства жилья.
2.9. Физическая культура и спорт
Задача: вовлечение широких слоев населения в активное занятие спортом для полноценного физического и духовного развития граждан и профилактики заболеваний, правонарушений.
Способы реализации:
— популяризация физкультуры и спорта среди всех слоев населения как основы здорового образа жизни;
— обеспечение равных возможностей для занятия физкультурой всех слоев и возрастных групп населения;
— содействие появлению суперсовременных спортивных объектов;
— подготовка спортсменов Иркутской области к Олимпийским, Пapaолимпийским и Сурдоолимпийским играм.
2.10. Социальная поддержка населения
Задачи:
Обеспечение социальных потребностей для граждан, нуждающихся в социальной защите государства, улучшение качества предоставляемых социальных услуг.
Способы реализации:
— реорганизация сферы социального обслуживания населения;
— социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;
— выполнение целевых программ поддержки социально-уязвимых групп населения: инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи;
— развитие систем реабилитации инвалидов и граждан старшего поколения;
— поддержка трудовой и социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы;
— создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим стратегическим ориентиром в данной сфере является диверсификация экономики Иркутской области и достижение на этой основе значительного роста валового регионального продукта.
3.1. Развитие инфраструктуры
Задача: формирование на территории Иркутской области разветвленной инфраструктуры, способствующей росту экономической активности.
Способы реализации:
— обеспечение дальнейшего развития транспортной сети, поддержка формирования логистических центров на территории Иркутской области;
— совершенствование нормативно-методического обеспечения в сфере информационно-коммуникационных и вычислительных технологий в Иркутской области;
— совершенствование управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий;
— дальнейшее развитие и совершенствование энергосистемы Иркутской области.
3.2. Развитие производственного
потенциала
Задачи:
Рост валового регионального продукта Иркутской области и создание новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками крупного, среднего и малого бизнеса, повышения конкурентоспособности предпринимательской среды.
Способы реализации:
— обеспечение прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности в установленном законодательством порядке;
— поддержка предприятий, производящих конечную продукцию и продукцию глубокой степени переработки потребительского и производственного назначения;
— организация конструктивного диалога с собственниками крупных предприятий, направленного на взаимовыгодное сотрудничество, повышение налоговой отдачи, участие крупного бизнеса в реализации проектов и программ органов государственной власти Иркутской области;
— стимулирование развития среднего и малого бизнеса, создание условий для формирования кластеров предприятий;
— упрощение системы лицензирования, сертификации и регистрации, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости;
— осуществление размещения государственного заказа путем проведения открытых конкурсов и аукционов.
3.3. Содействие инновационной деятельности
Задача: содействие переходу экономики Иркутской области на инновационный путь развития.
Способы реализации:
— углубление интеграции науки, высшей школы и бизнеса с целью повышения результативности совместного проведения научных исследований и реализации инновационных проектов;
— создание условий для развития технопарка и других инновационных структур Иркутской области;
— содействие развитию системы венчурного инвестирования;
— обеспечение интеграции науки и производства с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной и импортозамещающей продукции.
3.4. Развитие рекреационного комплекса
Задача: создание условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Способы реализации:
— совершенствование нормативно-правовых и законодательных актов, стимулирующих развитие рынка туристских услуг;
— привлечение средств, в т.ч. федерального бюджета, иностранных и российских компаний для развития инфраструктуры в основных туристско-ориентированных районах Иркутской области (связь, дороги, причалы, гостиницы и др.);
— организация маркетинговой и имиджевой деятельности по формированию и продвижению туристических продуктов отдыха на Байкале в рамках экологически допустимых норм.
3.5. Создание благоприятного инвестиционного климата
Задача: формирование условий для значительного роста объема инвестиций в развитие Иркутской области.
Способы реализации:
— формирование инвестиционно-проводящей инфраструктуры, способствующей снижению издержек инвесторов;
— сопровождение реализации приоритетных инвестиционных проектов органами исполнительной власти Иркутской области;
— содействие финансово — экономическому оздоровлению предприятий (в т.ч. посредством механизма банкротства);
— развитие фондового рынка и рынка ценных бумаг как источника внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации эффективных проектов;
— создание на территории Иркутской области особых экономических зон и привлечение крупных инвесторов;
— развитие внешнеэкономических связей в области инвестирования.
3.6. Реализация приоритетных национальных проектов
Задача: обеспечение эффективной реализации на территории Иркутской области приоритетных национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Способы реализации:
— организация деятельности Совета по реализации приоритетных национальных проектов при губернаторе Иркутской области;
— формирование механизма реализации на территории Иркутской области приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, развития агропромышленного комплекса и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан.
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
4.1. Управление областной собственностью
Задача: получение максимальной отдачи от использования областной собственности.
Способы реализации:
— проведение систематического мониторинга эффективности управления областной государственной собственностью;
— акционирование части областной собственности, управление которой более эффективно будет осуществляться на негосударственном уровне;
— оптимизация ставок по платежам за использование областной собственности.
4.2. Экология и природопользование
Задача: совмещение роста производства общественных благ со снижением экологической нагрузки на территорию.
Способы реализации:
— рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов и объектов;
— стимулирование внедрения организациями Иркутской области технологий, направленных на снижение экологической нагрузки;
— развитие системы экологического мониторинга с целью обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды;
— развитие системы экологического контроля в сфере природопользования и охраны озера Байкал;
— повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей среды населения Иркутской области.
4.3. Государственная политика в отношении районов Севера
Задача: сбалансированное развитие северных территорий.
Способы реализации:
— стимулирование создания новых рабочих мест в соответствии с перспективными потребностями экономики и социальной сферы;
— обеспечение финансирования жилищных субсидий граждан, переезжающих из северных районов Иркутской области, а также завоза топливно-энергетических ресурсов и товаров первой необходимости;
— создание программ развития жизнеобеспечивающих традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов;
— урегулирование вопросов землепользования коренного малочисленного населения и иных групп населения в контексте возможного промышленного освоения посредством функционального зонирования территорий жизнедеятельности.
4.4. Бюджет и бюджетное строительство
Задача: повышение роли бюджета как активного инструмента осуществления областной государственной социально-экономической политики.
Способы реализации:
— повышение доходного потенциала консолидированного бюджета Иркутской области;
— сокращение бюджетных расходов за счет оптимизации сети областных бюджетных учреждений;
— внедрение системы бюджетного планирования, ориентированного на результат, использование аудита эффективности;
— создание единого информационного пространства по формированию и исполнению консолидированного бюджета области.
4.5. Поддержка сельскохозяйственного производства
Задача: способствовать комплексному развитию конкурентоспособного агропромышленного производства.
Способы реализации:
— государственная поддержка рыночной деятельности в агропромышленной сфере, осуществляемая в форме льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий и субвенций в виде стартовой помощи, индексации цен, погашения части задолженности государству;
— развитие малых форм хозяйствования с учетом расширения материально-технической и финансовой базы личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, создания заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов и производств по переработке сельхозпродукции на модульной основе;
— оказание помощи развитию системы сельской кредитной кооперации и земельно-ипотечного кредитования;
— содействие техническому оснащению организаций агропромышленного комплекса;
— содействие интеграционным процессам сближения сельскохозяйственного производства, промышленности и других сфер деятельности;
— обеспечение организаций аграрно-промышленного комплекса квалифицированными менеджерами и специалистами;
— обеспечение организаций аграрно-промышленного комплекса ветеринарным сопровождением.
4.6. Содействие развитию муниципальных образований Иркутской области
Задача: максимальное использование потенциала муниципальных образований, обеспечение проведения единой социально-экономической политики на всей территории Иркутской области.
Способы реализации:
— стимулирование органов местного самоуправления к проведению активной социально-экономической политики;
— обеспечение полноценной реализации на территории Иркутской области реформы местного самоуправления;
— поддержка депрессивных территорий с целью выравнивания уровней развития.
4.7. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
Задача: снижение техногенных и природно-техногенных рисков, смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Иркутской области.
Способы реализации:
— развитие на территории Иркутской области системы постоянного мониторинга и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
— идентификация и ликвидация источников крупных аварий на территории Иркутской области;
— усовершенствование системы жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций территориальной службы медицины катастроф.
4.8. Проведение административной
реформы
Задачи: повышение качества и доступности государственных услуг, определение границ вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.
Способы реализации:
— внедрение в органах власти принципов и процедур управления по результатам;
— оптимизация функционирования органов власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов власти;
— повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов власти;
— обеспечение необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового сопровождения административной реформы.
В настоящей Концепции изложены основные моменты, которые составят основу Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы. Детализированное представление о путях развития Иркутской области станет планом конкретных действий, отвечающих вызовам современности и установкам, поставленным Президентом и Правительством Российской Федерации.