"Когда ещё на дружбу отзовёмся?"
Имя иркутской поэтессы Маргариты Дюковой хорошо известно сибирякам. Её стихи публиковались в коллективных сборниках, журналах, с творчеством Маргариты Михайловны знакомы и читатели "Восточно-Сибирской правды", на страницах которой в разное время появилось немало её стихотворений.
Поэтический голос Маргариты Дюковой, её лирическая интонация отличаются своей, особой выразительностью, красками, присущими только ей. Неудивительно, что так привлекателен мир её образов, мир, в котором живёт и пульсирует её душа — чуткая, ранимая и одновременно мятежная.
В этом убеждаешься ещё раз, когда знакомишься с только что вышедшей из печати книгой стихов Маргариты Дюковой, книгой, в которой, можно сказать, собрано лучшее из того, что написано ею за тридцать лет поэтического творчества.
Так редко видимся,
так быстро расстаёмся —
уводит жизнь, увозят поезда.
Когда ещё на дружбу отзовёмся?
Когда ещё… быть может, никогда.
Этими строками начинается первый раздел сборника избранной лирики. И уже начальные страницы поэтической исповеди, а именно так хочется назвать монолог лирической героини, погружают нас в мир непридуманных чувств и откровений. Нет, вы не найдёте здесь какого-либо самолюбования или декларативности, попыток «понравиться» читателю — авторская интонация предельно доверительна и, я бы сказал, временами в чём-то аскетична.
… Прах дорог, как могучий художник,
подмастерьев убрал из игры,
чтоб остался один подорожник
на полотнах осенней поры.
Разве мы не готовы к итогу,
к очевидному всем рубежу?
Подойди ты сначала к порогу,
а потом я скажу, я скажу…
Или:
Тонко-колючие звёзды,
неба хрустального твердь,
столбиком мечены вёрсты,
цифрой — заветная дверь.
Ты ускользаешь знакомо,
как от болезни бежишь,
от моего бурелома
в дальнюю, дальнюю тишь.
Это ещё не обида,
если — уже! — не тоска…
Томик, раскрытый для вида,
гладит и гладит рука.
(«Разлука»)
Сборник, к слову, весьма объёмный, разбит на разделы, названия которых говорят сами за себя: «Возвращение», «По дороге в Лемурию», «Чайная церемония», «Компьютерная тетрадь». Подкупают круг интересов автора, эрудиция и, что очень важно, — мировоззренческая незашоренность.
Туристская палатка соседствует с буддистским храмом, сказочная легенда — с бытовой сценкой, пейзажная зарисовка — с размышлениями о высших проявлениях духа. И всё это органично переплетается, незатейливо и изящно, являя собой своеобразную философию свободного полёта.
Каким напевам вторят звуки скрипки?
Чей тайный зов мою нарушил грусть?
Не устою пред мудростью улыбки
и на знакомый голос отзовусь.
Не лучше ль петь, чем думою томиться?
Мой гордый дух покой забыть готов,
когда нахлынет аромат корицы
и южный зной волнующих веков…
А вот ещё:
Счастливее нас — непредвиденный случай,
когда он предвидит желанные встречи.
О том, чтоб забыть — не могло быть и речи,
но жить только прошлым — наверное, не лучше.
Приди, не гашу я свечу.
Читаешь книгу лирики Маргариты Дюковой и всё более утверждаешься в мысли, что истинная поэзия — это всегда открытие сокровеннейших тайн души человеческой, это всегда сопричастность к свету, добру, к вечности, всему тому, чем и во имя чего мы живём.
Ну как не порадоваться за Маргариту Дюкову, не поздравить её с большой творческой удачей. Не первой, впрочем, в её творческой биографии. Лауреат конференции «Молодость. Творчество. Современность» 1977 года, дипломант комитета по культуре г. Иркутска (1995 г.) в номинации «Поэтическое творчество», лауреат международной премии «Филантроп» (Москва, 2004 г.).
Одно лишь вызывает сожаление: небольшой тираж книги. Не успев выйти из печати, она, считай, уже стала библиографической редкостью. Так и хочется воскликнуть: «Где вы, спонсоры, не равнодушные к истинной поэзии. Отзовитесь!»