"Итак, она звалась Эльвирой..."
В повседневной жизни мы многого не замечаем, не успеваем разглядеть, задуматься, проанализировать. Жизнь зовёт вперёд, нужно куда-то успеть, кого-то догнать, сказать, бежать дальше... Человек, о котором хочу рассказать, как раз не гонится вслед за ускользающим временем и не боится отстать от него. Она живёт в своих ритмах и делает своё дело основательно, профессионально, спокойно. Спешка и суета ей чужды. Это вызывает уважение. Человек, носящий звучное и красивое имя, - старший кассир Иркутского академического драматического театра Эльвира Рудова.
Если можно утверждать, что театр начинается с вешалки, то для зрителя, пришедшего в театр впервые, он начинается с окошечка кассы, за которым сидит эта приветливая светловолосая женщина. Даже к самому капризному или чем-то расстроенному зрителю она всегда найдёт подход и верный тон. Сумеет разговорить человека, посоветовать, увлечь.
А начиналось всё довольно просто. Подрастали двое сыновей, которым нужно было отдавать больше свободного времени, а, работая в организации «Энергосбыт», она не могла себе этого позволить. Был единый для всех жёсткий график работы «от и до». Сестра посоветовала пойти поработать в театр уполномоченной по распространению билетов. Свободный график работы, весь день в твоём распоряжении, делай, что хочешь, лишь бы билеты были проданы. Попробовала и…
«Люди театра!..» — так назвал одну из своих книг Владимир Гиляровский. В ней он заметил, что «в театр не поступают, а попадают, как например, под трамвай, под суд, под колёса…» Вот так попала в театр и наша Эльвира Николаевна, пришла попробовать, посмотреть, а получилось, что бесповоротно и навсегда, влюбившись в него и не мысля теперь без него своей жизни. Именно к этой работе, как выяснилось позже, она шла все прожитые ранее годы, шла неосознанно, вслепую. Но, что начертано судьбой, того не обойдёшь. Судьба привела её в театр в 1976 году. Теперь, вспоминая о том времени, она благодарит судьбу, что всё вышло именно так…
«Хотя легко не было никогда. Проработала более 18 лет распространителем билетов, когда мне предложили место старшего кассира. Были трудные моменты в жизни, были даже слёзы, но у кого не бывает полос неудач, жизнь вся состоит из таких вот чёрных и белых полос, но главное, что никогда, ни одной минуты не разочаровалась я в своём выборе. Меня всегда спасал театр, который я бесконечно люблю. Годы бегут, что-то меняется, происходят какие-то события, но я прекрасно помню свой первый приход в этот замечательный театр. Всё очень живо в памяти, ничего не уходит да и не уйдёт, конечно, никогда… Всё рядом: горе и радость, надежды и обретения. Театр стал моим домом, здесь у меня много друзей, здесь всегда поймут, поддержат в трудную минуту. Жизнь мне подарила встречи с очень интересными людьми. Театр — это не только моя работа с билетами, это спектакли, это человеческие отношения. Я очень люблю наших актёров, они все талантливы, доброжелательны…»
С героиней моего повествования интересно вести беседу, кажется, будто она обладает особой магией, какой-то своей человеческой тайной, которая влечёт к ней людей. Тембр голоса её, приятный и мягкий, в сочетании с тёплой улыбкой, светящимися глазами располагает к общению. Но вместе с тем она человек прямой, правду не скрывает, какой бы жёсткой она ни была. Но говорит не со злом, а как бы давая совет и возможность исправить промах или ошибку, понимая, что каждый из нас не идеален. Она умеет потребовать выполнения работы и очень ценит в людях ответственность за данное слово. Потому что сама такая.
По прошествии многих лет работы в театре она, можно сказать, «воспитала» целую плеяду зрителей, которые стали завсегдатаями театра, полюбили его и теперь уже сами приобщают к театральному искусству своих родственников и друзей. У неё есть «свои» театралы не только в Иркутске, но и в Шелехове, Ангарске, Усолье, Черемхове, Усть-Орде.
Даже за то короткое время, что мы беседовали с ней в кассе, пришлось услышать множество её диалогов со зрителями, среди которых не все были учтивы и достаточно воспитанны, но со всеми она сумела поговорить и найти такие слова, что все ушли вполне довольные и удовлетворённые её объяснениями. Сколько же ей нужно иметь терпения, чтоб вот так, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год делать свою работу с большой отдачей и любовью. «Для неё очень важное качество — надёжность, — сказал о ней директор театра Анатолий Стрельцов. — Она человек, на которого можно положиться. Она не подведёт, не предаст. Она — настоящий друг, и я счастлив, что такой человек, как Эльвира Николаевна, работает с нами».
Казалось бы, что может быть проще — сидеть и продавать билеты, но именно обыкновенную продажу билетов она сумела превратить в творчество. Каждый человек может обратить свою работу в рутину, в тяжёлую подёнщину, а может — в дело, которому отдаёшь с радостью сердце и свою любовь. Вот именно так живёт Эльвира Николаевна. Я была поражена, когда узнала, что она работает без выходных уже довольно продолжительное время, отдых для неё — это как раз быть на работе. Она и категорически не подчиняется нормированному рабочему дню: на работу приходит раньше многих и с работы уходит позже. Она не любит отпуск, потому что не мыслит себя вне театра даже на короткое время. «Ну как же так, неужели вы и не болеете никогда?» — спросила я. «Не болею, — спокойно ответила она. — Я скорее без театра заболею».
Вот такая она, моя собеседница. Красивая, спокойная, уверенная, с приятной лёгкой улыбкой на губах.
«Что для вас радость?» — спросила я в завершении нашей беседы. «Это любимое дело и умение быть полезной и необходимой людям», — не задумываясь ответила она.