издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рост есть. А где же счастье?

  • Автор: Михаил СМИРЕНСКИЙ

В правительстве нет понимания общей цели, а стало быть - и путей её достижения. Отсюда и задыхающийся бизнес, и нервные рывки в его управлении, и многие беды простого народа.

В Москве, в Центре социально-консервативной политики, состоялся «круглый стол» под официальным названием «Российское предпринимательство и экономическая политика государства». Вёл его начальник Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов. Кворум был достаточно обширен и разнообразен: депутаты, бизнесмены, эксперты, журналисты. Администрацию президента представлял начальник экспертного управления Аркадий Дворкович.

Вообще-то за официальным названием этого действительно важного мероприятия лично мне явно виделось иное, более простое и конкретное: «Бизнес и власть: кто за кем?» А может быть «Кто кого?» И вот почему. Недавно в Госдуме, подводя итоги работы центра, Борис Грызлов точно сформулировал несколько ключевых позиций, на которых необходимо сконцентрировать внимание в своей работе в 2006 году: «Капитализация человеческого потенциала — это его здоровье, это, безусловно, его образование и те вложения, которые делаются в рамках национальных проектов». Говоря другими словами, национальные проекты, которые были озвучены в сентябре на совещании у Владимира Путина, и должны стать той стратегией, по которой будет развиваться Россия далее.

«Эта программа должна быть понятна нашим гражданам, там не должно быть излишнего наукообразия», — сказал председатель Госдумы. Собственно, расширенному обсуждению этой программы и был посвящён «круглый стол».

Никто из присутствующих не изнурял себя дипломатическим политесом, высказывания были конкретны, подчас резки, но при всём этом конструктивны и детализированы. Безусловно, не обошлось и без полемик на самые больные темы.

Депутат Госдумы Андрей Буренин заострил внимание присутствующих (а всего было 37 человек) на нескончаемом российском сериале под названием «налоги». По его словам выходило, что за пресловутое снижение налогов ратуют все, но как дело доходит до его реального воплощения, «все либералы в правительстве вдруг против! Почему?» И тут же сам ответил на этот вопрос: «В правительстве нет чёткой линии и единой политики».

Андрей Черепанов, председатель совета Московской международной валютной биржи, поддержав налоговую тему, вообще сделал революционное предложение, заявив о необходимости освободить малый бизнес от налогов навсегда! А рассуждая о вечных попытках правительства укреплять рубль, заметил, что по сути своей этот термин вообще лживый, так как нынешние действия кабинета министров его лишь «утяжеляют».

Собственно, о незнании жителями Белого дома того, что делает их левая и правая рука, говорили все, и даже полемика на эту тему была достаточно единодушной.

Экономический эксперт Наталья Моторина заявила, что нынешнее правительство банально не владеет истинной информацией об экономике, которой столь тщетно пытается руководить. Рассуждая о причинах подобного, Моторина заметила, что и цифры инфляции, на которые опираются члены кабинета в своих прогнозах, «условны и недостоверны». Анализируя причины столь безрадостного ведения министрами нашего хозяйства, она резонно заметила, что при наличии в России, пожалуй, самых крупных золотовалютных запасов в мире наше правительство почему-то укрепляет лишь экономику Запада, «скупая их бумажки на наши же деньги». И тут же сделала вывод, идущий вразрез с тем постулатом, по которому с 1917 г. развивалась Россия: «Бухгалтеры не могут управлять государством!» Но ведь пока управляют. Вообще выступлений резких и порой бескомпромиссных, повторюсь, было предостаточно.

Леонид Горяинов, советник председателя партии «Единая Россия», поддержал коллег в том, что нынешняя статистика не отражает реальной жизни, назвав как следствие этого нарастающую диспропорцию в обществе. Леонид Григорьев, представитель «Газпромбанка», детализируя, например, безудержный рост цен на жильё, обвинил в этом многочисленные промежуточные структуры, по сути монополизировавшие весь строительный процесс, а то и подчинившие его себе и своим интересам.

«Рост есть, — сказал Григорьев, имея в виду и некие подвижки в экономике, — а счастья нет!» И не согласиться с этим тоже нельзя.

Вообще по мере нарастания накала выступлений я ловил себя на мысли о том, что в зале явно недоставало самих министров во главе с премьером. То, что говорили выступающие, не заглядывая в конспекты, а, как говорится, «от сердца», требовало, безусловно, внимания и этой аудитории. Им было бы, например, приятно услышать точку зрения известного предпринимателя Михаила Баранова на то, почему в Россию столь неохотно инвестируются средства: «Вся система России создана для поддержки старых предприятий, но не строительства новых! Весь мир обновляет производства, только не Россия!» Или, например, выступление уже упоминавшегося депутата Буренина, объяснившего, что в проблемах госбюджета очень многое тормозит «монополизм Минфина». Конечно, министр мог бы с ним и не согласиться, но я приведу ещё одну цитату. Она принадлежит Борису Грызлову на упомянутой встрече с представителями центра в Госдуме. Говоря о Стабилизационном фонде как об одной из самых больных точек нашей экономики, председатель Госдумы заметил: «Министр финансов сказал: «У меня одна цель и одна задача — не потерять эти деньги». Тем не менее он их теряет: реальный уровень Стабфонда в расчёте, скажем, на один рубль снижается! Поэтому даже эта задача не решается».

Наверное, нет смысла перечислять все выступления, повторюсь, при своей полемичности, они тем не менее имели единую основу: в правительстве нет понимания общей цели, а стало быть — и путей её достижения. Отсюда и задыхающийся бизнес, и нервные рывки в его управлении, и многие беды простого народа.

Читатель, конечно, может спросить: «Ну а как же ежегодные послания президента, куда смотрит Кремль, неужто там не знают истинного положения дел в правительстве?» Конечно же, знают. И ответом на этот незаданный вопрос могут служить слова присутствовавшего на «круглом столе» начальника экспертного управления президента Аркадия Дворковича, который сказал (цитирую по магнитофонной записи): «Многие проблемы понимания действий власти, даже внутри самой власти, исходят от того, что никто посланий не хочет слышать, слушать и никто их тем более после этого не читает. Я не имею в виду конкретные поручения президента, которые самоочевидны и на 90% всё равно не выполняются, а на 10% выполняются, хотя конкретные поручения, вытекающие из последнего послания, в основном двигаются лучше, чем обычно. Но идеологическую основу действий никто не замечает, и все считают, видимо, это просто словами и не обращают на них никакого внимания. Хотя как раз в этом заложена стратегия действий президента, то, на чём он основывает свои предложения и свою позицию».

Как хорошо, что на этом «круглом столе» всё же отсутствовали наши министры во главе с премьером.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры