Не был. Не участвовал. Горжусь!
Средний молодой человек в Иркутской области хоть и зарабатывает сам, но живёт с родителями. Он не употребляет наркотики, обеспокоен ростом наркомании, уровнем преступности и бедности. В свободное время общается с друзьями, смотрит телевизор и видео, спортом и туризмом не увлекается. Курит. В деятельности политических партий и общественных организаций не участвует, на выборы не ходит. Деятельность президента Владимира Путина оценивает положительно, гордится Россией, хочет жить и работать на родине.
В январе увидел свет ежегодный доклад «Молодёжь Иркутской области», подготовленный комитетом по молодёжной политике администрации Иркутской области. Этот документ представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодёжи на основе информационно-аналитических и статистических материалов, а также данных социологических исследований. Исследование обобщает данные, полученные от многих источников. В том числе полученные от Федеральной службы государственной статистики и комитета по культуре и комитета по физической культуре и спорту; от главного управления здравоохранения и главного управления общего и профессионального образования, от управления записей актов гражданского состояния и главного управления социальной защиты населения; от департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы и департамента правоохранительной и оборонной работы), а также от муниципальных органов по делам молодёжи. Также при составлении доклада использовались данные управления службы занятости населения, регистрационной службы, областного военного комиссариата и ГУВД. Мнение молодёжи получено в результате шести социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории Иркутской области в 2005 году. Власти полагают, что доклад даёт теоретическую базу для определения приоритетов молодёжной политики в будущем.
Каковы же сегодня политические предпочтения нового поколения? Приходится признать, что большинство молодых людей политически пассивны. 42 процента молодёжи не принимают участия в выборах и не интересуются деятельностью политических партий. Время от времени проявляют интерес к избирательным кампаниям и знают о деятельности основных политических партий 49,5%. Лишь 42,9% молодых признают, что политика играет важную роль в управлении государством, а 40,2% убеждены, что это «грязное дело», лишь способ решения меркантильных проблем самих политиков.
При этом 34,7% молодых людей не доверяют государственным и общественным институтам. Своё недоверие молодёжь обосновывает тем, что «всё продаётся и никому нельзя верить» (58,9%) и тем, что «все соблюдают только свои собственные интересы» (15,5%). Только 33,4% всё же доверяют правительству РФ, 28% — средствам массовой информации, а 19,3% доверяют даже Государственной Думе Российской Федерации. Почти половина респондентов (45,9%) работу Госдумы оценивает как неэффективную. Ещё строже молодые люди подходят к оценке работы региональных и местных органов власти: недовольны результатами работы Законодательного собрания Иркутской области 48,5% и представительного органа власти муниципального образования, в котором они проживают, — 50,7%. Однако деятельность Президента Российской Федерации, по мнению молодёжи, соответствует ожиданиям населения (53%).
Вообще, персональный состав политических симпатий молодёжной аудитории может показаться парадоксальным. Наиболее симпатичен молодёжи Путин В.В. (77,1%), за ним с большим отрывом следуют Жириновский В.В. (44,1%) и Грызлов Б.В. (18,2%).
Жизненное кредо молодёжи — это политическая и социальная пассивность. По мнению 34,6% респондентов, участие в выборах не может ничего изменить, 38,6% молодых людей считают, что может, но лишь отчасти, и только 17,3% верят, что их голос на выборах может что-то изменить. Низок и уровень социальной активности: 95,1% молодых людей не участвуют в деятельности каких-либо партий, движений или общественных организаций. И это закономерно, поскольку лишь 6,7% респондентов считают, что рядовой гражданин может повлиять на развитие событий в стране посредством участия в общественных организациях или политических партиях (7,1%), а 22% молодых людей думают, что рядовой гражданин влиять на развитие событий в стране никаким образом не может. Молодёжь предпочитает пассивные формы участия в жизни страны: соблюдение законов (32,3%), добросовестное исполнение гражданских обязанностей (25,2%), исполнение профессиональных обязанностей (19,1%). О том, что с идеалами у молодёжи не всё в порядке, свидетельствует и то, что для 90,3% нет человека, на которого они могли бы равняться, мнение которого было бы для них авторитетным.
С просьбой прокомментировать данные доклада «Молодёжь Иркутской области» мы обратились к председателю комитета по делам молодёжи администрации Иркутской области Виталию БАРЫШНИКОВУ.
— Виталий Владимирович, насколько достоверны данные, приведённые в докладе?
— Полагаю, что государственный доклад — на сегодня единственный комплексный документ, характеризующий положение в молодёжной среде на территории области. В этом году были проведены исследования в 15 муниципальных образованиях, в основном это города области — там, где концентрируется молодёжь. Опрошено было примерно равное количество молодых людей в возрастных категориях от 14 до 18 лет (младший молодёжный возраст), от 18 до 25 и от 25 до 30 лет с учётом равной пропорции по гендерному признаку. Исследование проводилось Центром социально-информационных услуг для молодёжи. Уверен, что полученным результатам вполне можно доверять.
— Насколько сенсационными являются данные социологических опросов?
— Полученные результаты можно назвать ожидаемыми, поскольку они находятся в русле тенденций предыдущих лет. Например, у молодёжи устойчиво пользуется популярностью президент России Владимир Путин. Возможно, что при общей оторванности от политических коллизий молодым импонирует его активность, подвижность. Он, в отличие от предыдущих руководителей страны, может куда-то слетать — даже на истребителе! — или сплавать. Его признают своим, чувствуют драйв. Негативное отношение к местной и региональной власти стабильно, мы наблюдаем его на протяжении нескольких лет, причём это общероссийская тенденция. Мы долго ломали голову, отчего в обществе такое неприятие власти. Но, оказалось, это не только наша проблема. По данным международных исследований, как правило, две трети населения в любой стране считают деятельность власти неэффективной.
— Не тревожит оторванность молодёжи от общественно-политической жизни общества? Или это, напротив, здоровая тенденция и своего рода показатель социальной стабильности?
— Действительно, если в общественной жизни участвуют все без исключения, то это значит, что общество переживает кризис, это уже либо война, либо революция. Мы намерены ориентироваться на цифры, заложенные в проект «Стратегии государственной молодёжной политики», которая должна быть принята в первом квартале этого года. Стратегия предусматривает осуществление системы национальных молодёжных проектов с учётом условного разделения молодёжи на несколько основных категорий. Во-первых, около 15-20 процентов молодёжи — это люди, которые активно стремятся реализовать себя в общественной жизни, в политике, имеют для этого потенциал. Это потенциальные лидеры, и в стратегии указаны приоритеты, направленные на развитие этой категории. Во-вторых, 10% молодёжи всегда находятся в зоне кризиса — социального, имущественного, личного. Этим людям требуется помощь. Наконец, основная масса — это нормальные люди, которые существуют над категорией бедности, никуда особенно не стремятся, получают образование и ориентированы на стандартную шкалу ценностей.
Сегодня в России в среднем всего 5% молодёжи активно участвует в деятельности общественных объединений, в деятельности партий и движений. Это мало, и мы видим свою задачу, чтобы количество потенциальных лидеров, тех, кто нашёл свою нишу в общественной и политической активности, выросло до «нормальных» 15-20%. Задача реальная, но для этого нужна системная работа на протяжении нескольких лет. Я полагаю, что такая работа будет вестись, поскольку доклад был рассмотрен на административном комитете при губернаторе Иркутской области, прошёл необходимую процедуру утверждения и рекомендован органам государственной власти и местного самоуправления для использования в работе.
Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ