Когда балом правит случай
Коренной ленинградец, выпускник знаменитого института физической культуры имени Лесгафта, который, кстати, заслуженный тренер России Владимир Соловьёв закончил с красным дипломом, без малого сорок лет назад отправился в добровольную ссылку в Иркутск. Да так здесь и осел. Преподавал в техникуме физической культуры, много лет занимал пост государственного тренера по лёгкой атлетике, курируя в этой должности "королеву" Приангарья. Ныне заместитель директора Иркутской областной школы высшего спортивного мастерства отвечает за подготовку ведущих легкоатлетов области, готовящихся к главным международным спортивным форумам: Олимпийским играм, чемпионатам России, мира и Европы.
Великий основатель питерской легкоатлетической школы легендарный Виктор Алексеев, из рукава которого вылетело целое созвездие чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр, считал, что главное в тренерском деле — труд и терпение.
Тысячу раз прав мэтр. Но, наверное, человеку, решившему посвятить себя этой каторжной и часто неблагодарной профессии, ещё необходимо обладать и даром предвидения. Это в бывшей ГДР уже в детских садах проводилось тестирование детей, позволявшее увидеть будущего вундеркинда в циклических видах спорта — плавании, гимнастике, лёгкой атлетике. В нашем родном отечестве таковой практики не было и, увы, нет.
Если бы в Елене Задорожной, приехавшей из Усть-Кута поступать в Иркутский техникум физической культуры и до этого занимающейся — и не безуспешно — карате, Александр Яковлевич Сапунов не обнаружил природную скоростную выносливость, вряд ли девчонка из провинции стала бы одной из сильнейших в мире бегуний на средние и длинные дистанции, заслуженным мастером спорта. Если бы Марина Молокова, поначалу специализирующаяся как средневичка в «Локомотиве» у Юрия Анисова, вовремя не перешла к Александру Гойшику, то вряд ли бы она стала ведущим спринтером СССР, участницей Олимпиады в Сеуле. Как вряд ли бы планета узнала про уникальную «художницу», абсолютную чемпионку мира Оксану Костину, если бы Любовь Дорохина, придя в общеобразовательную школу, не увидела в девятилетней девочке, никогда до этого не занимающейся спортом, потрясающую гибкость.
Часто, крайне часто балом правит его величество случай, который может круто повернуть судьбу спортсмена. Юрий Сандаков, поступив в Иркутский ТФК, специализировался на лёгкой атлетике, но «королева» не особо отвечала ему взаимностью. И вот как-то на непрофилирующем предмете «коньки» его приметил Александр Владимирович Батохин. Впервые пробежав 500 метров, Сандаков сразу же выполнил второй разряд. И пошло, поехало. Через год он стал кандидатом в мастера спорта, через два выполнил мастерский норматив, став при этом чемпионом и рекордсменом СССР среди юниоров. Причём он вольготно чувствовал себя как на спринтерских, так и на стайерских дистанциях. График его мимолётного восхождения выглядел потрясающим. То, к чему шёл десятилетие его земляк и коллега по виду Станислав Селянин, Юрий Сандаков сделал за каких-то пару лет. Правда, попав во «взрослую» сборную страны, Юрий, не сумев «переварить» объёмы тренировок, решил поберечь здоровье и попрощаться с коньками. Но если бы не Батохин, увидевший в нём задатки классного скорохода, Сандаков никогда бы не стал Сандаковым. Хотя жаль, что талантливейший конькобежец так и не смог себя до конца реализовать.
Василий Ефимович Рукосуев, ныне заведующий хозяйственным отделом администрации Иркутской области, регулярно посещал занятия в техникуме физической культуры, куда поступил скорее по инерции, чем по призванию. И вот однажды во время трёхкилометрового кросса его приметил Кондрат Думнов. Через два года Василий Рукосуев, как оказалось, прирождённый стайер, стал чемпионом Спартакиады народов России среди молодёжи на дистанции 10 тысяч метров.
Иркутский ядрометатель Виктор Соснин, экс-рекордсмен России, а ныне заслуженный тренер страны, побивший достижения бронзового призёра Олимпиады в Мехико Эдуарда Гущина, говорят, мог стать классным копьеметателем. Впрочем, что значит «говорят» — как показали специальные тесты на сборах в Подольске, данные двадцатитрёхлетнего атлета, его взрывная скорость, хлест, позволили ему даже сломать специальный прибор, определяющий возможности спортсмена, что, помнится, несказанно поразило в то время главного тренера сборной СССР по метаниям Виктора Овчинника, увидевшего в Соснине будущую звезду мировой величины именно в копье. Увы, травма локтевого сустава не позволила сибиряку всерьёз заняться этим видом «королевы», в котором он бы наверняка добился большего, чем в ядре.
Фото Николая БРИЛЯ