Кровь на кирпичах
В минувший вторник произошло очередное громкое заказное убийство крупного предпринимателя в Иркутске. На территории Иркутского керамического завода (ИКЗ) был застрелен его гендиректор Василий Игнатенков. Пока следствие связывает трагедию с коммерческой деятельностью Игнатенкова. В прессе также появились предположения, что преступление может быть связано с конфликтом акционеров на заводе, в котором с одной стороны участвуют братья Кодзоевы, с другой - собственники, лояльные Игнатенкову. Мурад Кодзоев уже заявил, что не только не имеет отношения к трагедии, но и наоборот, гендиректор нужен был ему "живым и здоровым".
Утром 6 декабря Василий Игнатенков вместе с личным тело-хранителем обходил территорию завода. Как удалось узнать «Конкуренту», когда они подошли к одному из цехов, раздался выстрел. Первая пуля попала в охранника, он своим телом закрыл Игнатенкова. Киллер, который, по мнению правоохранительных органов, «залёг» на горе недалеко от завода, стрелял до тех пор, пока охранник не упал вместе со своим хозяином, который получил несколько пуль.
Последний обход
Стрельбу услышали заводчане, они вызвали милицию и «скорую помощь», перенесли пострадавших в тёплое помещение. К моменту приезда милиционеров оба были живы, но скончались до того, как на территории завода появились медики. Первая помощь, которую пытались оказать пострадавшим, не дала результата.
Оперативники отметили, что киллер выбрал оптимальное место для стрельбы. «С этой точки отлично просматривается территория предприятия», — рассказали нам в пресс-службе ГУВД Иркутской области. Здесь же было обнаружено 10 гильз. Они отправлены на экспертизу. Предположительно, выстрелы были сделаны из винтовки, которая применяется сотрудниками спецслужб.
Сразу же это дело под свой контроль взял отдел по расследованию особо важных дел по городу Иркутску областной прокуратуры. Сразу же начали отрабатываться самые разные версии, но пока они не разглашаются в интересах следствия. Тем не менее, как сообщил «Конкуренту» источник в областной прокуратуре, основная версия следствия связана с коммерческой деятельностью покойного.
На Иркутском керамическом заводе пока не готовы ответить на вопросы, кто возглавит предприятие и какими будут дальнейшие действия менеджмента ИКЗ. «Сейчас мы заняты тем, что даём показания в прокуратуре, — сообщил нам источник на заводе. — Возможно, информация появится только в начале следующей недели».
Заклятые партнёры
В иркутских СМИ сразу же появилась версия о том, что убийство связано с конфликтом акционеров на ИКЗ. Ещё в конце 90-х годов Василий Игнатенков вместе с братьями Кодзоевыми — Баширом, Тимуром и Мурадом — купили контрольный пакет акций ОАО «ИКЗ». Башир Кодзоев является депутатом Государственной Думы от Ингушетии, в нижнюю палату парламента он прошёл в 1999 году по спискам «Единства» в Иркутске. Тимур Кодзоев, который ранее являлся генеральным директором ИКЗ, был убит в Иркутске в 2001 году. На 26 мая 2003 года (именно с этого момента начался конфликт между акционерами) среди крупных акционеров значились Игнатенков (19,5%), Башир Кодзоев (19,5%), Геннадий Хорошилов (около 19%), Александр Кошкин (5%), Сергей Подрез (около 5%), ООО «ПИК» (10%, ими напополам владели доверенные лица Игнатенкова и Кодзоевых) и Ибрагим Бачалов (19,5%).
Начало конфликту было положено весной 2003 года. Летом Василий Игнатенков рассказывал корреспонденту «Конкурента», что всё началось, когда он потребовал от лояльного группе Кодзоевых директора ЗАО «Строительное управление Иркутского керамического завода» Сергея Подреза вернуть заводу около 12 млн. рублей кредиторской задолженности. По мнению Игнатенкова, Подрез преднамеренно наращивал задолженность. По его словам, Подрез вернуть деньги отказался. Более того, как утверждал господин Игнатенков, за него вступился Мурад Кодзоев, который попросил «не трогать» партнёра по бизнесу.
Но Василий Игнатенков 26 мая собрал совет директоров и потребовал у Сергея Подреза и Мурада Кодзоева предоставить отчёт о своей деятельности на заводе. С этого момента отношения между новым гендиректором и группой акционеров во главе с Баширом и Мурадом Кодзоевыми испортились. Мурад Кодзоев дал другую версию конфликта. По его словам, Игнатенков с самого начала хотел стать единоличным хозяином предприятия. Весной 2003 года один из акционеров, Геннадий Хорошилов, решил уехать из страны. Он предложил партнёрам, которыми на тот момент являлись Кодзоевы и Игнатенков, выкупить у него пакет акций. Как заявил Кодзоев, Игнатенков предложил акции оформить на него и, получив отказ, фактически отстранил бывших партнёров от управления заводом. С тех пор на ИКЗ идёт непрерывная юридическая война за контроль над предприятием. Постепенно господин Игнатенков через дружественных ему акционеров начал управлять контрольным пакетом акций — около 60%.
«Мне он нужен был живым»
Мурад Кодзоев заявил «Конкуренту», что он не причастен к убийству Игнатенкова. По его словам, он по собственной инициативе отправился в прокуратуру, чтобы «помочь следствию». Более того, Кодзоев довольно эмоционально рассказал, что Игнатенков ему «был нужен здоровым и невредимым». Дело в том, что, по его словам, 16 ноября этого года арбитражный суд Иркутской области под председательством судьи Мойбенко встал на его сторону и вынес определение, по которому гендиректор должен быть отстранён от управления заводом.
«Мы намеревались вернуться на завод с судебными приставами, отстранить Игнатенкова от управления и назначить гендиректором Вячеслава Ли», — заявляет Кодзоев. После этого в его планах было провести аудиторскую проверку на заводе, которая «должна вскрыть факты хищения огромных сумм Игнатенковым» с предприятия, которые, по информации Мурада Кодзоева, имели место быть. По его плану, в результате на гендиректора можно было бы завести уголовное дело, «а то, что принадлежало нам по праву, мы бы взяли и так». Кодзоев уверен, что он практически выиграл юридическую войну за контроль над ИКЗ, а значит, делает он вывод, ему совершенно не нужна была смерть его противника. «Я хотел, чтобы Вася ушёл с предприятия таким же, каким он к нам пришёл: голым», — уверяет он.
Мурад Кодзоев поделился своими соображениями и версиями о том, кто мог бы стать заказчиком убийства. По его информации, недавно к Игнатенкову приезжали его бывшие партнёры из Красноярска, с которыми он якобы не поделил сумму порядка 2 млн. долларов. «Были разборки», — констатирует Кодзоев. Кроме того, по его информации, Игнатенков намеревался строить кирпичный завод в Улан-Удэ, где уже есть аналогичное предприятие. Причём «летом этого года гендиректор улан-удэнского завода был убит». Но главная версия бывшего партнёра убитого в другом. По его мнению, за Игнатенковым «стояли большие люди, которые его прикрывали». Кодзоев считает, что у него были связи в МВД, прокуратуре, судах, среди криминалитета. «Если бы на Игнатенкова завели уголовное дело, он их всех просто сдал бы. И таким образом Васе закрыли рот именно тогда, когда стало понятно, что мы зайдём на завод», — утверждает Кодзоев.
Правда, действующее руководство ИКЗ считает, что определение, вынесенное 16 ноября, не является основанием для того, чтобы признать Ли гендиректором завода. Один из топ-менеджеров компании сообщил «Конкуренту», что рассмотрение апелляционной жалобы о признании недействительным этого определения назначено на 15 декабря.
Справка
ОАО «Иркутский керамический завод» было создано в 1990 году. Проектная мощность предприятия — 75 млн. штук условного кирпича в год. По итогам 2004 года завод произвёл 64,5 млн. штук условного формата. Доля выпуска продукции в области составила 58, 2%. Выручка от реализации продукции — 161, 9 млн. рублей, чистая прибыль — 7, 8 млн. рублей.