В свете "зелёной лампы"
Очередной, ежегодный выпуск альманаха "Зелёная лампа" освещает в широком спектре литературную и культурную жизнь Приангарья. Здесь представлены известные и малознакомые поэты, прозаики, драматурги, эссеисты и литературные критики. В рубрике "Книжная полка" можно узнать о новинках изданий прошедшего года, а в "Рампе" - увидеть "Сны Виктора Зилова".
Составитель «Зелёной лампы» Борис Ротенфельд, предваряя её содержание, пишет: «Как обычно, нынешний альманах складывался трудно. Тем более что не было никаких слётов или конференций молодых, где, как в прошлый раз, можно было обнаружить новых авторов. Приходилось искать — почти вслепую, хотя и не совсем».
Конечно, поэтов Анатолия Кобенкова и Александра Сокольникова представлять особо не приходится — оба давно работают в литературе, каждый по-своему отражает жизнь в её метафорическом движении.
Известный журналист Виктор Сесейкин, проживший долгую и интересную жизнь, свою непридуманную повесть «Путешествие энтузиаста» посвятил детям, чтобы они могли понять отца, «имели представление, как, где всё происходило, тем более — в Средней Азии, крае, нынче уже весьма далёком». В произведении Виктор автобиографичен, пишет о времени своей юности, когда в 1943 году он пошёл на войну.
Поэт Андрей Тимченко, как многие литераторы, прошёл школу жизни: был санитаром, плотником, дворником. В «Зелёной лампе» он представил поэму «Гагарин и смерть», которую можно сравнить с прозой Андрея Платонова, только написанную стихом, простым и щемящим по настроению. Это повествование о болезни технолога Игнатьева, который «то лицо чернилами конопатил, то учился ходить по острию лезвия…» Вечная русская тема о тоске чудака.
Арнольд Харитонов, автор книги «Эх, путь-дорожка…», печатает в альманахе сюжет из новой книги «Дети театра». В ней он продолжает автобиографическое повествование о своём детстве, увлечении школьным драматическим кружком, где он играл главные роли. «Очевидно, по блату, потому что руководил им папа». В небольших главах автор рассказывает драматические и забавные истории о «детях театра», маленьких актёрах, игравших в больших спектаклях, где были «с одной стороны, будущий военный вертолётчик Юра Баленков, с другой — расстрелянный по приговору народного суда весёлый парень Мишка Чеботарёв, оказавшийся убийцей…»
В рубрике «Вернисаж» художник Сергей Григорьев пишет «о печной саже и акриловых полянах», назвав свой публицистический рассказ о художнике Вячеславе Шичкове «Холодное внизу». Его повествование можно сравнить и с художественным, потому что Григорьев владеет словом легко, непринуждённо, удивляясь таланту Шичкова: «Регулярно вечером или ночью, после всех других дел, гостей и выпивок садился он с кипой бумаги, пером, кистью, карандашом или фломастером заполняя листы чудными рисунками, не создавая «произведения искусства», а продолжая разговор, уточняя мысль, вспоминая увиденное; словом, нескончаемый «внутренний шум» ложился на бумагу легко и свободно — образами изречёнными, ставшими не ложью, а искусством».
Кандидат филологических наук Сергей Захарян статью «Сны Виктора Зилова» посвящает спектаклю Омского академического театра драмы «Утиная охота», поставленному Вячеславом Кокориным. «Это сон Зилова и суд Зилова — над собой», так трактует режиссёрское прочтение пьесы Вампилова Захарян. «…Слава Богу, вампиловский Зилов не остался не замеченным современниками: что-то притягивает к нему, заставляет в нём разбираться, но готовый житейский опыт заставляет горячиться и, торопясь, сокрушать негодного героя и его ничтожное окружение…»
Особого внимания заслуживает рубрика «Литературные беседы» с письмами литератора Александра Борщаговского и литературного критика Валентина Курбатова. Эта публикация, по сути, представляет книгу «Уходящие острова», изданную Геннадием Сапроновым. Уважительный тон, каким написаны письма обоими адресатами, их полемичность, согласие и несогласие друг с другом по атмосфере делают прочитанное действительно теми «уходящими островами», которые могут показаться современнику миражами.
Внимание «Книжной полки» привлекли повести «Остров» Нины Ворониной, «Кубик Рубика» Инны Фруг, роман «Коллекция отражений» Алексея Шмакова, стихи «Красная сотня» Ростислава Филиппова, «Вырастая на разлуку» Марины Акимовой и «Улочками» Натальи Санеевой. Пишут об этих книгах литературный критик Валентин Курбатов, журналисты Арнольд Харитонов, Владислав Заря, поэт Михаил Вишняков. Пишут по-доброму, отмечая достоинства авторов, их стремление к самоанализу и душевным порывам, мастерство литераторов старшего поколения и уверенное письмо молодых.