Поэзия Сергея Корбута и раньше по восходящей в течение многих лет была известна всем, кто следил за его творчеством. И вот наконец вышла первая, но как бы итоговая книга, которая так и называется - "Все стихи". Книга эта, естественно, позволяет взглянуть на творчество поэта обобщённо, этапно, даёт возможность понять его душу, разглядеть в ней её основной нравственный устой.
А душа поэта — ершиста, беспокойна, неудовлетворима тем, что её окружает, как бы подозрительна (а на самом деле весьма любопытна) к тем фактам жизни, с которыми приходится встречаться.
Я теперь без конца возвращаюсь домой,
в паутине путей заплутав.
И встречает меня — дом, как будто не мой,
и Отчизна, как будто не та.
(«Все дороги, которые я выбираю…»)
Или:
Где люди, о которых я забыл?
Я слышу их дыханье за плечами.
И голоса, но так они слабы,
что — обернусь, и никого, молчание.
(«Где люди, о которых я забыл»)
Чувства вылетают из души поэта, как протуберанцы, и, не успев охладиться, возвращаются в её огненную стихию. И вслед за этим выплёскиваются в строки стихи — как бы выскакивают из его поэзии, но снова с трудом протискиваются в её ряды. Всё это смятение с тревогой передаётся читателю, и везде в этой тревоге ощущается строгий, даже суровый лад. Вот, к примеру, стихотворение «Страх перед жизнью»:
Взгляда достаточно — и разрываются цепи, и брёвна
рушатся на обгоняющий — медленно, долго — автобус,
хляби людские под этим настилом неровным —
сбейте гвоздями — настил уподобится гробу,
я представляю блестящие длинные гвозди —
сквозь сердцевину — в разрезе смолистого света —
медленно, долго, толчками — как в лёгкие воздух
после минутной, мучительно долгой задержки дыханья… Об этом думаю, как о реальном, билетик катая
сразу озябшими пальцами. Светом сосновым
от лесовоза — в прыжке затяжного обгона- растает
страх перед жизнью. И смерть отдаляется снова.
Возникает при чтении стихов Сергея Корбута ощущение какой-то потери — то ли уверенности в ожидаемом течении жизни, то ли связи с действительностью, то ли потери необходимости высказанного слова. Все мы чувствуем притяжение к душе тех или иных потерь в мире наших настроений и образов, поэтому поэзия Сергея Корбута и привлекает своих приверженцев.
Всё сущее всегда смывает в бездну тайн,
как ливневый поток,
всё это мысль его.
Что думает Господь?
Стихи перечитай,
Сожги. Золу развей.
И больше ничего.
(«Что думает Господь?»)
Или:
Всё, что было, прошло?
Но какие же тайные выси
оказались впрессованы,
словно в нетающий лёд,
в глубину бытия,
если мы не рыдаем при мысли,
что уже никогда, ничего здесь
не произойдёт?
(«Упустил тебя…»)
Творец, Господь, Время, звёзды, Млечный Путь, ад, рай, сама Вселенная, Вечность — вот какие образы путешествуют по душе поэта в различных сочетаниях. И чем же сердце успокаивается?
Небеса опускаются в ад.
Млечный Путь превратился в петлю.
Обернись же — дорогу назад
обещает лишь слово «люблю».
Любовь — это глобальная и единственная примета христианского мироощущения. Оно-то и пронизывает всю книгу стихов Сергея Корбута. Это мироощущение придаёт его поэзии ту нравственную прочность, которая не даёт чувствам расползаться по тропинкам самолюбования. Якорьками, которые устанавливают настроение многих стихотворений, становятся в поэзии Сергея Корбута строки афористического характера:
… За каждый ломоть
оплачено смыслом и сутью…
Душа, насыщаясь, опробует плоть,
как зверь за решёткою прутья.
Или:
Мы существуем в тех, кому ещё нужны,
И через них — в себя распахиваем двери…
И очень мне понравился в книге стихов Сергея Корбута небольшой раздел «Очень маленькие трагедии». Среди мятущихся, драматических страстей стихотворений вдруг открываются стихи удивительно спокойные, умиротворённые и, главное, внутренне весьма улыбчивые. Ну, вот, например:
Люблю я мёртвых тараканов —
намного больше, чем живых.
Они напоминают пьяных,
хромых, юродивых, кривых —
когда лежат, раскинув ноги,
вдоль батареи поутру…
И вы ко мне не будьте строги.
И я когда-нибудь умру.
О поэме «Пробуждение» — несколько слов. Несколько — потому что это только начало разговора. Я не читал такого рода поэм в нашей губернии, да и в остальных тоже. Говорить о том, что поэма бессюжетна, значит не говорить ничего — мало ли их, бессюжетных. Она бессюжетна наособняк. Лирический герой путешествует по подсознанию, своему аду и раю. Если они есть. Выходит, что есть. И о философских вопросах, и о России — всё откровенно, и в то же время — иррационально, надмирно, что ли. По размеру поэма невелика, но при этом писалась она четверть века.
Как не случайна поэтому в ней каждая строка, требующая всего читательского внимания. Поэма достойна особого, отдельного разговора. Словом, творческий путь Сергея Корбута идёт по восходящей, он уже стал поэтом со своей темой и своим взглядом на мир. Его книга «Все стихи», на мой взгляд, одна из лучших, изданных в последнее время в Иркутске.