Прирастая дорогами
Черепашьими темпами развивается в Приангарье дорожное хозяйство. Программа строительства сети автомобильных дорог Иркутской области на 2000 - 2010 годы выполнена лишь на 26-28% от того, что в ней заложено. Причина - недофинансирование. Проведённая налоговая реформа привела к сокращению поступлений в бюджеты субъектов РФ, но ответственность за развитие транспортной системы остаётся на них. Рецептов "развивать" дороги без денег правительство не знает. Поэтому куда ни глянь - одна незавершёнка. Если, скажем, в 2003 году в Приангарье было построено 70 км дорог, то в 2004-м - лишь 33 км.
О том, как изменилась ситуация за прошлый год, и о планах на нынешний рассказывает в беседе с нашим корреспондентом и.о. директора ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Николай КАРНЫШЕВ.
— Николай Андреевич, насколько справедливо утверждение, что в истекшем году область заметно «забуксовала» с приростом дорог?
— Как известно, финансы наши складываются из двух источников — территориального дорожного фонда (ТДФ) и федеральных субсидий. Что касается федеральных, то на них в истекшем году введено 27,2 км дорог. В том числе 12 км автодороги Киренск — Небель на участке Красноярово-32 в Киренском районе. Это единственная сухопутная магистраль протяжённостью 232 км, связывающая Киренск с железнодорожной станцией на БАМе — Небель. На сегодня на ней выполнено 250,7 млн. руб. Нынче планируем завершение строительства с вводом 7,2 км и объёмом капитальных вложений 15,6 млн. руб. из областного бюджета и 70 млн. руб. из федерального.
За счёт субсидий из федерального бюджета введены очередные участки дорог Звёздный — Ния
(5,5 км), Баяндай — Еланцы (3,5 км) и Таксимо — Бодайбо (5 км).
Особо радует завершение трёхлетней эпопеи строительства путепровода через железную дорогу Тайшет — Лена на 446-м км автодороги Тулун — Братск — Усть-Кут. Введено 66 погонных метров путепровода и
1,3 км подходов к нему.
На средства ТДФ реконструировано 4,6 км автодороги Иркутск — Большое Голоустное, на 3 километра приросла дорога Видим — Прибойный в Братском районе. Она также является единственным средством автотранспортной связи между этими посёлками и имеет выход к Братскому водохранилищу. Ещё 4 км введено на трассе Залари — Жигалово. Всего на средства ТДФ построено и реконструировано 11,6 км автодорог.
— Есть много нареканий от рыбаков и туристов, посещающих Байкал по трассам Иркутск — Большое Голоустное и Баяндай — Еланцы. Уж слишком долго они строятся. Не считаете ли вы, что нужно уходить от принципа «всем сёстрам по серьгам», потому как недостроенные участки, в которые в буквальном смысле закопали деньги, будут «высасывать» средства до тех пор, пока по ним не наладится нормальное движение?
— Согласен, в этом есть свой резон. Автодорога Баяндай — Еланцы протяжённостью 78 км относится к главным территориальным дорогам и является единственным средством автодорожной связи для жителей Ольхонского района. По ней осуществляется и связь с побережьем Байкала и островом Ольхон. В прошлом году там введено 3,3 км дороги с асфальтобетонным покрытием. Нынче планируем закончить строительство оставшихся до райцентра 7 километров.
Что касается дороги Иркутск —
Б. Голоустное, то в прошлом году на ней введено 4,5 км, а ещё мост через ручей Сухой длиной 12,5 погонных метра. Напомню, эта дорога строится уже 12 лет и является единственным выходом из областного центра к западному берегу Байкала с его живописной природой. Рядом расположена падь Широкая — благодатнейшее место для туризма, а вот с дорогой не всё в порядке. Её протяжённость 115,7 км (с 0 по 30 км — асфальтобетонное покрытие). В наступившем году на неё выделяется 65 млн. руб. с вводом в эксплуатацию 6 км, а в 2007-м планируем закончить строительство на участке 85 — 94 км. А ещё за счёт ремонтных работ продолжим асфальтирование с 30 километра, чтобы путь к Байкалу проходил не по «стиральной доске».
— С какой самой острой проблемой приходится сталкиваться в последнее время? Что особо волнует сегодня дорожников?
— По-прежнему беспокоит скудость финансирования. При дорожном буме 70-80 годов не всегда применяли качественные материалы, сейчас это нам аукается: ежегодно надо ремонтировать 1200 км трасс, а мы делаем 60-80 км (в основном ремонтируем только аварийные участки). Мечемся, латаем дыры…
С нашими геологическими особенностями, заболоченностью и линзами вечной мерзлоты нам нужна особая тщательность в работе. В чём основа качества? В новых материалах, технологиях, современной технике. Всё это требует солидных средств.
— Насколько известно, нынче дирекцию не обошли с деньгами ни областной, ни федеральный бюджеты. Это как-то отразится на ваших задачах и объёмах?
— Задачи остаются прежними — достойно содержать и ремонтировать наши дороги. Что касается строительства, то работы будут продолжены на главных дорогах, соединяющих районные центры с областным. То есть продолжим формировать областную сеть автомобильных дорог. На их строительство планируется выделить в 2006 году 230 млн. руб. из областного бюджета и 400 млн. руб. из федерального, из которых 100 млн. руб. уйдёт на строительство мостового перехода через Ангару.
На содержание планируется 702 млн. руб., на ремонт дорог всего-
навсего 216 млн. руб., что крайне недостаточно, так как нарушаются все межремонтные сроки. Так получается, что к отремонтированному сегодня участку дороги мы можем вернуться только через 130-140 лет, хотя надо через 10-12 лет.
Если бы позволяли средства, мы могли бы строить и ремонтировать в четыре-пять раз больше, чем сейчас. У нас масса подрядных организаций, тысячи единиц техники. Да и подрядчики — дай бог каждому. Братскдорстрой, Ленабамстрой, Запбамстроймеханизация, ЗАО «Труд» располагают и прекрасными кадрами, и современной техникой, и новыми технологиями.
Надо учесть и то, что через пять лет в России на 1000 жителей будет 500 автомобилей, что сопоставимо со средним европейским уровнем. Вот почему объёмы содержания, реконструкции и строительства магистралей необходимо увеличивать из года в год.
Важно принять закон о дорогах и дорожной деятельности, о концессиях, убедить правительство в необходимости достаточного и устойчивого финансирования дорожной отрасли. Нужен порыв, объёмы, постоянная борьба за что-то новое, неосвоенное. И этот порыв, эти объёмы становятся востребованными в области. Дороги должны становиться лучше, а не хуже прежних.
— Спасибо, Николай Андреевич, и успехов вам в вашем нелёгком дорожном деле.
Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»
На снимке: Николай Карнышев