В ожидании чудес
В Новый год все мы становимся немного детьми, ждем чуда и надеемся, что вместе со старым годом уйдут все невзгоды, посетившие нас. Нового счастья желаем мы друг другу, свято веря, что так и будет. Стремление стать удачливее в новом году пришло к нам от потомков, которые испокон веков отсчитывали его с того дня, в который родился Иисус Христос.
Рождество на Руси праздновалось благоговейно. По старому стилю, в сочельник 24
декабря в храмах шла торжественная служба. Православные проводили день в строгом
посте и лишь с появлением первой звезды приступали к торжественной трапезе.
Сочиво и взвар были обязательными на столе, покрытом белой скатертью.
Необмолоченный сноп пшеницы, стоявший в красном углу, был отголоском древних
славянских обрядов языческой поры.
С Рождеством связана традиция представлений с библейским сюжетом, разыгрываемых
скоморохами, а позднее — актерами кукольного театра. В эти дни начинали ходить
исполнители рождественских песен — христословы. Дом, куда они входили, считался
освященным на весь год, поэтому хозяева щедро одаривали дорогих гостей. Символом
праздника считалась самодельная Вифлеемская звезда.
Вечер 31 декабря (13 января) назывался в народе «щедрым», или Васильевым.
Василий Великий в народе считался покровителем свиноводов, поэтому среди прочих
блюд на новогодний стол обязательно подавался молочный поросенок. В народе
говорили, «свинку да боровка для Васильева вечерка». Многие обряды носили
символический характер. Например, в Новый год по дворам ходили мальчишки с
рукавицами или лукошками, наполненными зерном, которое сеяли в домах, чтобы по
осени был хороший урожай, а коза и медведь, которых водили ряженые, считались
приметой плодородия.
Праздник Крещения Господня завершал святочный цикл. Затихали шумные забавы,
смех. В крещенский сочельник, так же как и в рождественский, готовили сочиво.
Утром с благословения священника миряне вырубали во льду реки прорубь в виде
креста — «иордань». Дорогу туда утыкали вершинками молодых елочек. В полдень к
«иордани» народ стекался за святой водой, которую хранили целый год. Святая вода
расходовалась только тогда, когда без нее нельзя было обойтись, при трудных
родах или болезнях, от «сглазу». Стенки и амбары кропились святой водой, вершины
елочек втыкались по углам внутри скотных построек как оберег от порчи, болезни
домашнего скота.
Ель в Россию из Европы «привез» Петр I, но только в XIX веке в Петербурге ее
вновь стали наряжать. Сначала она была рождественской, как у немцев, и стояла в
домах знати, позднее она вошла в быт других слоев жителей Петербурга, а затем
прижилась и по всей России.
1846 году в Лондоне впервые были напечатаны поздравительные новогодние открытки
с изображением предметов, символизирующих главные общечеловеческие ценности:
золотые изделия — символ богатства, зажженные свечи — свет разума, медовые
пряники — символ достатка. В конце ХIХ века рождественские открытки получили
широкое распространение в России.
В столице Восточной Сибири на святках в общественном собрании и в губернаторском
дворце проходили шумные балы-маскарады с благотворительными лотереями. Иркутские
модницы шили к этому времени новые наряды, украшали вышивкой не только платья,
но и чулки и туфли. В новогодние праздники радостно было всем, каждый стремился
пожелать что-нибудь доброе и хорошее.
Пожелаем всего самого хорошего и мы друг другу.