издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Образовательный прорыв

Иркутский институт повышения квалификации работников образования прошел аттестацию в Министерстве образования и получил федеральную лицензию. Этот факт можно считать прорывом в работе института. Ведь даже в вузах с отлаженной системой процедура получения лицензии, как правило, занимает не менее полутора лет. Большая заслуга в этом принадлежит ректору института Льву Дамешеку, который занял этот пост менее полутора лет назад и собственно "запустил процесс".

О том, что даст новый статус самому институту и всей системе образования
Иркутской области, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает Лев Дамешек.

!I1!— У института повышения квалификации работников образования никогда не было
федеральной лицензии. Когда я занял пост ректора, вопрос стоял очень остро — или
мы прыгаем выше своей головы и получаем лицензию, или постепенно превращаемся в
заштатный институт. Третьего не дано. Ну и мы прыгнули… Поработать, конечно,
пришлось. Зато теперь нам есть чем гордиться. В России всего 98 институтов,
родственных нашему. По рейтингу мы занимаем 5-7 место по стране в целом и вторые
по Сибири и Дальнему Востоку по основным критериям.

Даже внешне наш институт стал выглядеть по-новому. Ремонт заканчиваем. У нас
сегодня восемь современнейших компьютерных классов, в этом плане мы вполне
соответствуем критериям министерства. Один компьютерный класс оборудовали
полностью за счет внутренних ресурсов.

Лицензия дает нам право выдавать дипломы федерального образца по двум
направлениям. Во-первых, мы можем открыть вторую специальность для учителей. Во-
вторых, организовать аспирантуру для учителей-практиков.

Здесь нужно пояснить ряд моментов. Сегодня в школах области, особенно в
северных районах, у учителей небольшая нагрузка. Школы там малокомплектные,
детей немного. А основная зарплата учителей складывается из «почасовки».
Например, профессор университета получает не за количество преподаваемых часов,
а за должность и звание. А в школе не так, в школе нужно вести уроки. Сколько
отведешь, за столько и получишь. У учителя географии в сельской школе 4-5
классов, и больше ему взять негде. А мы будем давать ему вторую специальность,
причем за бюджетный счет. Учителя очень этим довольны. Когда мы им сказали, что
все утверждено, они просто в ладоши хлопали. Учитель может получить
дополнительную специальность, например, психолога, преподавателя ОБЖ, эколога.

В ближайших планах — открытие аспирантуры и докторского совета по защите
диссертаций. Совет будет ориентирован исключительно на учителей-практиков.
Защита будет по специальности «методика повышения квалификации». Сейчас такой
специальности нет во всей Сибири.

Мы ведь ориентируемся исключительно на работу с учителями. У нас аккредитована
система профтехобразования, теория воспитания. Это очень важно. Каждый учитель —
это не только предметник, но и педагог, воспитатель. Поэтому ему нужна теория
воспитания и технологии, современные методики преподавания дисциплин. Это очень
важные направления, у которых большое будущее. Можно быть блестящим
специалистом, но, не зная школьной аудитории, не владея методикой преподавания,
ты никогда ничему ребенка не научишь. Я знаю, о чем говорю, потому что сам
проработал в школе полтора десятка лет.

— Сколько учителей проходит через стены вашего института за год?

— Около девяти тысяч. Согласно законодательству, каждый работник образования,
будь то школьный учитель, воспитатель детского сада или преподаватель учреждения
дополнительного образования, обязан раз в пять лет проходить повышение
квалификации. Каждый год главное управление образования «спускает» нам примерно
7,5 тысячи учителей и около 1,5 тысячи мы набираем сами на хозрасчетной основе.
Могу сказать, что оплата чисто символическая, потому что учителя у нас, увы,
люди небогатые. Мы это понимаем. Но, конечно, стоимость зависит и от количества
учебных часов. Есть курсы и 36-, и 72-часовые, а есть и полуторагодичные.

— Получается, большого дохода платное обучение институту не приносит. Из каких
же резервов вы пополняете бюджет? Ведь и ремонт, и компьютеры стоят денег…

!I2!— У нас на сегодня очень хорошо поставлена «грантовская» деятельность. По
объему грантов в денежном выражении мы давно превзошли абсолютное большинство
родственных нам учебных заведений. Вообще мы работаем на довольно широком поле.

Например, существуют договоры с иркутскими университетами о совместной
деятельности. Это и классический университет, и педагогический, и Байкальский
университет экономики и права. На этой основе мы создали ряд межвузовских
кафедр, и наши учителя сегодня проходят переподготовку под нашим методическим и
педагогическим руководством в лабораториях государственного и педагогического
университетов. Что очень важно, например, для учителей химии или физики. Мы
благодарны ректорам наших университетов — Михаилу Винокурову, Александру
Гаврилюку, Александру Смирнову — за понимание и поддержку.

Примером же нашей практической деятельности может служить, например, областной
закон о субвенциях. Сегодня это один из самых значимых законов для школы.
Идеологией и практической разработкой закона занимался наш институт на кафедре,
созданной совместно с БГУЭП. Конечно, при участии главного управления
образования.

Совместно с БГУЭП у нас создана специальная кафедра технологии и
предпринимательства. Методическое руководство — наше, а практическое
воплощение — университета экономики и права. Здесь обучаются сегодняшний
школьный менеджмент, директорский корпус, работники департамента образования
работе в новых финансовых условиях. Это совершенно блестящая кафедра, которая
чрезвычайно востребована.

— А как решаете кадровый вопрос? При аттестации к кадрам выдвигаются какие-то
особые требования?

— Сегодня у нас 80% сотрудников института — кандидаты и доктора наук. Средний
возраст преподавательского корпуса — 47 лет. Это существенно ниже, чем в среднем
по РФ. Нужно к этому добавить, что прямо со студенческой скамьи к нам не
попадешь. По той простой причине, что человек должен как минимум пять лет
отработать в школе, прежде чем прийти сюда, чтобы учить учителей. Есть у нас
такое условие: слушателям нельзя читать то, что читают в университете.

Я сам заведую кафедрой в классическом университете. Не могу же я позволить себе
учителям читать то же самое, что десять лет назад читал им же в университете.
Поэтому мы начали подготовку к аттестации с того, что провели селекцию кадров.
У нас нет чисто теоретических кафедр, потому что мы занимаемся практической
наукой — методикой и педагогикой. Ненужные кафедры мы просто упразднили и
создали совершенно новую структуру, которая действительно работает. Все это
было сделано за последний год, накануне аттестации. В рамках того бюджета,
который у нас был. Да, ушли те, кто пытался жить за счет своих степеней и
званий. Зато теперь, чтобы устроиться к нам на работу, нужно пройти конкурс.

— Какие проблемы для вас сегодня наиболее актуальны?

!I3!— Главная проблема, которую мы сейчас решаем, — повышение качества обучения и
подготовка нашей школы на предпрофильное и профильное обучение. В ноябре мы
провели областную научно-практическую конференцию с практическими занятиями всех
представителей районов области в лучших школах Иркутска. В феврале состоится
научно-практическая выставка «Образовательный форум области». Это не просто
выставка, там будут и доклады, и самое главное — мы отбираем на ней участников
всероссийского конкурса. В прошлом году отправили две школы, и они вошли в
десятку лучших по России. В ближайшее время будет областная олимпиада по
основным предметам. Ее проводит главное управление образования при нашем
активном участии.

Еще одна проблема — компьютеризация школ. С формальной точки зрения, абсолютное
большинство школ области имеет компьютерные классы. Но далеко не каждая школа
имеет выход в Интернет, это во-первых. Во-вторых, этих классов совершенно
недостаточно. Недавно я встречался с учителями коррекционных классов.
Коррекционные школы небольшие, обычно на 100-150 человек. Так вот, они вообще
не знают, что такое Интернет. Денег на это не хватает, к сожалению. Управление,
конечно, выделяет средства, но в пределах тех возможностей, которыми
располагает.

Сегодня нам не хватает площадей. Есть договор с департаментом образования
города, и мы некоторые занятия переносим прямо в школы. В последнее время
практикуем выезды наших педагогов прямо на места. Вообще поездки учителей в
Иркутск на учебу оплачивают территории. Закладывают в бюджет деньги на повышение
квалификации учителей и отправляют их в Иркутск. Но это очень дорого, денег, как
всегда, не хватает. Гораздо дешевле для бюджета области прислать педагогов прямо
в район. Конечно, и мы действуем в рамках своего бюджета, тем не менее
практикуем такие выезды постоянно. В феврале, например, наши педагоги поедут в
Железногорск. Сейчас в связи с тем, что приближается референдум, планируем свою
деятельность и в округе. Вообще у них свой институт. Мы готовы сотрудничать, и
ждем того же от округа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры