издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быстро-деньги

Уходящий год вывел на иркутский рынок услуг по приему платежей от населения, который эксперты оценивают в 5 млрд. рублей, новых игроков. С сентября наряду с банками, "Почтой России" и "Сиброном" наличные принимаются и в платежных терминалах, установленных в городе. Пока в них можно заплатить только за мобильную связь, Интернет и спутниковое телевидение. Но их владельцы обещают, что возможности терминалов будут постоянно расширяться. Эксперты считают такие аппараты довольно перспективным бизнесом, особенно в свете возможного внесения поправок в Закон "О банках и банковской деятельности", которые выводят из разряда банковских операций прием платежей у граждан за услуги связи, коммунальные услуги и жилье. А значит, за квартиру, свет и тепло можно будет заплатить и "машине".

По заявлению аналитиков, появление новых игроков пока не успело отразиться на
существующей расстановке сил на рынке услуг по приему платы. Сбербанк по-
прежнему контролирует 40% коммунальных платежей от населения, на долю
«Эталонбанка» и «Радианбанка» приходится 30%. Как активные игроки о себе заявили
«Сиброн» и «Почта России».

ГОРОДской гигант

Эксперты оценивают иркутский рынок коммунальных платежей населения в среднем в
400 млн. рублей в месяц. Их расчеты просты: в Иркутске живет около 200 тыс.
плательщиков, каждый в среднем платит 2 тыс. рублей в месяц. Учитывая то, что
посредники между поставщиками услуг и их потребителями берут себе комиссию от 2
до 3,5%, можно предположить, что на этом рынке можно заработать от 8 до 12 млн.
рублей ежемесячно.

Бесспорным лидером по работе с платежами населения остается Байкальский банк
Сбербанка РФ. В месяц по системе «Город», запущенной кредитным учреждением год
назад, проходит около 200 млн. рублей. Система была разработана Новосибирским
центром финансовых технологий, она дает возможность получить полную информацию
обо всех счетах, выставленных жителям города различными организациями. Основа
«Города» — биллинговый центр, где консолидируется информация, поступающая от
различных поставщиков услуг (коммунальных служб, Энергосбыта, компаний сотовой
связи, интернет-провайдеров и других). Информация о перечисленных платежах в
системе он-лайн фиксируется на центральном сервере. Сейчас по этой системе
работает 59 российских городов, скоро к ним присоединится еще около десятка
населенных пунктов.

Сбербанку техническое обеспечение проекта, который дает возможность жителям без
квитанции внести деньги за самые различные услуги и получить информацию о
состоянии расчетов, обошлось в полмиллиона долларов. Сегодня Байкальский банк
проводит 10 тыс. операций в день, рассказал «Конкуренту» директор управления
корпоративных клиентов Байкальского банка Сбербанка РФ Станислав Карташов. К
биллинговому центру подключены 38 допофисов. По итогам 2005 года в Иркутске
будет установлено 42 киоска, в которых можно произвести безналичные коммунальные
платежи при помощи пластиковых карт, эмитированных Сбербанком. Стоимость каждого
такого аппарата составляет 8-9 тыс. долларов. В следующем году планируется
поставить еще 150 киосков не только в областном центре, но и в других городах
Приангарья. По словам Станислава Карташова, Сбербанк намерен довести свою долю
на иркутском рынке коммунальных платежей населения в 2006 году до 50%, потеснив
остальных игроков. Кроме того, планируется предложить этот вид услуг в крупных
городах области, а также Чите и Улан-Удэ.

В борьбе за партнера

ЗАО «Региональный центр системной интеграции «Сиброн», который запустил систему
«Город» на несколько месяцев раньше Сбербанка — в июне 2004 года, пока не может
похвастаться схожими объемами операций. В день здесь принимается около 1000
платежей, общий оборот средств в месяц не превышает 10 млн. рублей.

В отличие от Сбербанка «Сиброн» принимает платежи от населения в отделениях
почты и телеграфа, через web-сервер системы, интернет-киоски, в офисах
«Сибтелеком» и «Сибирьтелеком», а также в банках, с которыми сотрудничает. В их
числе — ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги», Иркутский филиал ОАО
«Сибакадембанк», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «ВостСибТрансКомБанк», Иркутский филиал
АКБ «Промсвязьбанк» и другие. Система работает в Иркутске, Ангарске, Братске,
Железногорске-Илимском, Казачинске, Нижнеудинске, Саянске и других городах
области.

«Сиброн» сотрудничает с 22 организациями, что дает возможность пользователям
системы внести квартплату и коммунальные платежи, заплатить за электро- и
сотовую связь, Интернет, радио и другое. Поставщики получают средства уже на
следующий день после внесения их плательщиком. При внесении коммунальных
платежей и услуг связи взимается комиссия с поставщика услуг, ее размер может
составить 1,5—5%. При оплате услуг детских садов, штрафов в ГАИ комиссия
взимается с физического лица и не превышает 2%.

Сейчас ведутся переговоры с операторами сотовой связи (МТС, Tele2), провайдерами
интернет-услуг. Также обсуждается возможность уплаты через систему штрафов
ГИБДД, услуг детских садов. В ближайшее время компания планирует расшириться за
счет «подключения» еще двух микрорайонов областного центра — Синюшиной горы и
Иркутска-II, что даст ей возможность полностью охватить левый берег, в
перспективных планах «Сиброна» — весь Иркутск.

В компании отметили, что пока не все население готово к такой системе оплаты.
«Людям требуется время, чтобы осознать, что их деньги никуда не денутся и будут
перечислены компаниям-партнерам. Нужно три-четыре месяца для того, чтобы люди
узнали о системе и научились ей доверять». Несмотря на это, пользователями
системы «Город» являются люди самых разных возрастов и социального положения:
пенсионеры в основном платят за квартиру и коммунальные услуги, молодежь и
школьники — за сотовую связь. «Объем внесенных платежей по времени привязан к
получению пенсий и заработной платы», — отметили в компании.

Тем не менее в Иркутске система «Город» делает свои первые шаги. Для сравнения,
в Новосибирске, где она работает уже седьмой год, с ее помощью можно оплатить
услуги более 100 поставщиков, в том числе коммунальные услуги, услуги городской,
междугородной и сотовой связи, Интернет, страхование, штрафы ГАИ и другие. 300
касс приема платежей располагаются в отделениях Сибирского банка Сбербанка РФ,
ОАО «Сибирьтелеком» РФ, «Электросвязь» РСЦ, почтамта, МУП «РКЦ», а также в
офисах коммерческих банков.

Машина для денег

В сентябре на рынке приема платежей от населения появился новый игрок — ООО
«Байкальский кедр», владельцем которого является группа физлиц-иркутян. Компания
устанавливает в иркутских магазинах платежные терминалы, которые были
разработаны ЗАО «Унисенсор» из Санкт-Петербурга. Сейчас подобные машины есть
только в северной столице и Иркутске, а производятся они на заводе в Барнауле по
спецзаказу.

Пока с помощью терминалов можно оплатить только услуги операторов сотовой связи,
поставщиков интернет-услуг, спутникового телевидения и охранного агентства. Но в
компании пообещали, что возможности терминалов будут расширятся. «В ближайшее
время с их помощью можно будет совершать денежные переводы, оплачивать
коммунальные услуги, электроэнергию, штрафы ГИБДД и даже билеты в кино», —
сообщила «Конкуренту» заместитель директора по работе с клиентами ООО
«Байкальский кедр» Юлия Позднякова.

Сейчас в Иркутске установлено десять уникасс, они находятся в супермаркетах. В
ближайшее время будет закуплена партия из 10 терминалов, а в перспективе — еще
45. Они будут размещены в сети магазинов самообслуживания «Амик». «Байкальский
кедр» ориентируется на молодежь, которая довольно лояльна к всевозможным
новинкам, а также на людей со средним и высоким уровнем достатка.

«Комиссия, которую мы получаем с партнеров или плательщиков, не превышает 10
рублей, — рассказала Юлия Позднякова. — За коммунальные платежи и оплату
электроэнергии комиссию будут платить клиенты, операторы сотовой связи
«БайкалВестКом» и Tele2 выплачивают комиссию нам, МТС берет с абонентов 7% от
суммы платежа». Тем не менее пока компания не вышла на нужные обороты. За
несколько месяцев работы — первый платеж в Иркутске был сделан 19 сентября —
терминалы, стоимость которых составляет несколько сотен тысяч рублей, не успели
окупиться. В идеале срок окупаемости должен составлять два-три месяца.

Конкурент «Уникассы» — практически аналогичный аппарат с созвучным названием
«Мульти-касса». В областном центре установлено пять таких аппаратов. Но задать
свои вопросы иркутским владельцами этого бизнеса «Конкуренту» не удалось. Надо
отметить, что на аппаратах не были указаны контактные телефоны. Зато нам удалось
связаться с ООО «Мульти-касса», зарегистрированным в Барнауле. Там сообщили, что
терминалы компании в Иркутске не устанавливались. Тогда мы обратились к
начальнику отдела по защите прав потребителей комитета по потребительскому рынку
администрации Иркутска Виктору Низовцеву с просьбой прокомментировать ситуацию,
на что он сказал, что в комитет жалоб на аппарат «Мульти-касса» не поступало.

Терминалы — система приема платежей, упрощенная до максимума. Клиент может
просто внести плату за ту или иную услугу, но не может получить информацию по
начисленным платежам и списанию задолженности. Это настораживает, в том числе и
опрошенных конкурентом поставщиков коммунальных услуг, которые пока не готовы к
сотрудничеству с организациями, принимающими платежи через такие терминалы. В
связи с чем компании, работающие по биллинговой схеме, не считают ее своим
конкурентом. В случае технической ошибки у плательщика явно могут возникнуть
проблемы, например, с возвратом денег, убеждены в «Сиброне».

Терминал с большим будущим

Между тем эксперты считают терминалы по приему платежей от населения довольно
перспективным способом вложения средств. Аналитик ИК «Финам» Иван Кабулаев
рассказал «Конкуренту», что в России не развита индустрия «пластиковых денег» и
существует огромный неудовлетворенный спрос на микроплатежи, к примеру, за
услуги связи. Если же будут приняты поправки в закон «О банках и банковской
деятельности», которые выводит из разряда банковских операций прием платежей у
граждан за услуги связи, коммунальные услуги и жилье, часть клиентов банков
может отойти терминалам.

Инициатор внесения поправок председатель банковского комитета Госдумы Владислав
Резник считает, что сейчас в стране вне банковских структур собирается более 3
млрд. долларов в виде платежей за связь и коммунальные услуги. Между тем по
существующему законодательству получается, что эти организации работают в зоне
риска и в любой момент против них могут быть возбуждены уголовные дела.

После принятия поправок у банковского сектора могут появиться легальные
конкуренты. Так, аналитик «Тройка-Диалог» Сергей Донской отметил, что банки
могут потерять часть своих клиентов. «Но не думаю, что в этом случае у кредитных
учреждений появятся большие выпадающие доходы», — считает он. «Вряд ли в случае
одобрения поправок все клиенты банков перейдут в другие платежные системы, —
уверен Иван Кабулаев. — У того же Сбербанка есть большая группа лояльных
клиентов. Во-первых, это люди пожилого возраста, которые привыкли «платить
кассиру», во-вторых — граждане, которые чувствительны к стоимости платежей. Как
бы то ни было, комиссия Сбербанка остается одной из самых низких в этом
сегменте».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры