издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юбилейный марафон "Аистенка"

Областной театр кукол "Аистенок" подготовкой своего 70-летнего юбилея занимался ровно год и неделю, предшествующую началу торжества. Многие месяцы коллектив прожил в напряжении организационно-творческой работы.

Он проводил конкурс детских творческих работ «Театр кукол «Аистенок» — страна
моего детства», в котором приняли участие более ста ребятишек из Иркутска,
Саянска, Черемхова, Слюдянки и Куйтунского района. Проводил и городской конкурс
детского жюри фестиваля театров кукол, направленного на создание при театре
объединения юных критиков. Летом выезжал на отчетные юбилейные гастроли в
Казачинско-Ленский и Усть-Удинский районы, занимался постановкой новых
спектаклей и, главное, в течение лета полностью обновил здание театра.

Реконструкция была основательной. Полностью перестроено фойе, которое стало
объемным и нарядным. На втором этаже, ранее отсутствующем, построены
вместительные кабинеты для многочисленных служб театра, а в зрительном зале
установлены кресла, позволяющие юным зрителям сидеть на одном уровне со
взрослыми. Пожалуй, реконструкция стала основной гордостью театра. Конечно,
«Аистенку» захотелось своей радостью поделиться с многочисленными друзьями и
коллегами из других городов. Известно, что театры кукол Сибирского региона живут
одной семьей, и если в одном случается праздник, его искренне разделяют все.

Но прежде чем в Иркутск съехались гости, за неделю до юбилейного торжества
прошла его «репетиция». Здание обновленного театра открывалось, как и положено в
подобных случаях, с разрезания ленточки. Эта церемония была поручена победителю
детского конкурса творческих работ Кириллу Батраку из Черемхова. Вместе с
директором «Аистенка» Андреем Калиниченко он пригласил гостей в театр, где всех
ждали персонажи сказок, игры, конкурсы, словом, настоящее веселье. Насмеявшись и
наигравшись, дети и взрослые отправились в зрительный зал на премьеру спектакля
«Птица белая, птица черная».

Режиссер Юрий Уткин поставил его по пьесе, специально написанной для театра
известным иркутским писателем Анатолием Байбородиным, который соединил в ней
сказку «Гуси-лебеди» и позабытое сказание о черных птицах. В спектакле
выразительно организована форма — песни, танцы; и два сюжета, органично
переливаясь одно в другое, стали его содержанием.

В официально открытом здании театра еще неделю велось приготовление к приему
гостей. «Аистенок» придумал соединить свой юбилей с фестивалем театров кукол
Сибирского региона, в котором приняли участие коллективы Братского, Читинского,
Красноярского и Омского театров. Надо заметить, что гости играли по два
спектакля в день. Это стало настоящим подарком для иркутских ребятишек, которые
смогли расширить свой кругозор, знания о формах и содержании работы театров
кукол.

Взрослым тоже было интересно наблюдать за не похожими одна на другую куклами,
являющимися на сцене основным средством выразительности. Красноярский спектакль
«Соловей и император» поставлен при помощи масок и костюмов, которые актеры
надевают на себя. Этот прием дает ощущение реальности существования персонажей,
разыгрывающих сюжет притчи о жестоком императоре, который хотел силой заставить
музыканта играть. Но, как известно, соловьи в клетках не поют, не стал петь и
музыкант, смерть он предпочел неволе.

Читинский театр использовал в своем спектакле «Гадкий утенок» «черный кабинет»,
в котором актеры, оставаясь незамеченными, водят кукол — маму-курицу, цыплят и
утенка, столь не похожего на остальных обитателей птичьего двора. Эта
незатейливая история рассчитана на самых юных зрителей, как и спектакль братчан
«Не хочу быть собакой», где режиссер и актеры используют открытый прием работы с
планшетными куклами среднего размера.

Совсем других кукол продемонстрировал Омский театр куклы, актера и маски
«Арлекин» в спектакле «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик». Омичи вернулись к
традициям старинного русского кукольного театра, несколько стилизуя его форму.

Надо заметить, в двух спектаклях возникал на сцене образ Смерти — в
«…Вертепщике» и у красноярцев в «Соловье и императоре», где за злым
императором тоже приходит страшилище с косой в руках. Дети смотрят спокойно, не
пугаются, а в некоторых местах даже смеются.

Насколько правомерно появление на сцене кукольного театра образа Смерти,
говорили на «круглом столе», посвященном теме «Театр и дети». В его дискуссиях,
кроме актеров и режиссеров — гостей фестиваля, приняли участие кандидат
искусствоведения Наталья Райтаровская из Москвы, заведующая кафедрой фольклора
Института истории искусств Анна Некрылова и декан факультета театра кукол
Театральной академии Николай Наумов из Санкт-Петербурга.

Специалисты говорили о том, что детям сценические «страшилки» нужны в качестве
того духа очищения, которые взрослые называют катарсисом. Хотя в кукольном
театре бывают спектакли, которые не только ничему не могут научить ребенка, но и
вредны. Важна возрастная дифференциация, которая при наличии больших залов наших
российских театров практически невозможна. Дети в своем развитии очень быстро
меняются, одно поколение ребятишек не похоже на другое. Театр обязан учитывать
это различие. Несмотря на катастрофическое положение драматургии для детей, он
должен находить такие сказки, которые бы соответствовали интеллектуальному
развитию современного ребенка.

Многие проблемы, о которых говорилось на «круглом столе», впрямую касались науки
психологии, которая так же точна, как и математика. Хорошо бы в штатное
расписание театров ввести должность педагога-психолога, который более точно мог
бы определять задачи, которые должны решать режиссеры и актеры в своих
спектаклях. Также поступило предложение на базе иркутского «Аистенка»
организовать фестиваль «Театр кукол и дети», на котором можно было бы показывать
спектакли для детей, проводить мастер-классы и лабораторные занятия.
Осуществление этого предложения могло бы заметно выделить Иркутск в ряду других
городов, сделать местом, в котором серьезно задумываются о духовном развитии
подрастающего поколения.

Казалось бы, театр кукол и призван ставить спектакли для детей, но это не совсем
так. В своей истории он возникал как любой другой театр, который не делит своих
зрителей на больших и маленьких, только в ХХ веке появилось такое разделение.
Театры кукол, думая о творчестве, развитии художественного мастерства своих
актеров, все чаще начали ставить спектакли для взрослой аудитории. Наш
«Аистенок» из шести названий, которые были показаны во время юбилейной недели,
два посвятил молодежи — это «Зверь» Гиндина и Синакевича и «Маленький принц»
Экзюпери. Репертуарный перевес взрослых спектаклей небольшой, но очень
значительный по проблемам, поставленным в них, по средствам художественной
выразительности.

Фестиваль театров кукол Сибирского региона шел в Иркутске по схеме, которая
продиктована традициями театральных форумов. Отыграв положенные в течение дня
спектакли, актеры «Аистенка» и гости собирались в Доме актера на клубные
программы. Незаменимыми здесь были выпускники театрального училища, которые
предлагали собравшимся принять участие в импровизациях на тему актерской
профессии, сочиняли капустники и предоставляли сцену для «капустных» номеров
гостям. В Доме актера было шумно, весело, азартно. Действо рождалось спонтанно,
как и должно на вечерах, где актеры сами и исполнители, и зрители. Но как бы ни
проходили эти вечера, все понимали: главное юбилейное торжество впереди.

Началось оно с игры кулис и банта, украшающего середину сцены, которые спорили,
кто из них важнее и нужнее театру. Но спорить незачем, важны и нужны все. Одна
за другой стали появляться куклы, с которыми актеры «Аистенка» играют на
протяжении 70 лет. Апофеозом представления стал «Собачий вальс», исполняли
который множество собак и собачек всевозможных калибров и пород. Самыми
трогательными были щеночки, свои партии они гавкали тонюсенькими, звонкими
голосами. Динамичным, веселым, остроумным был этот спектакль, сочиненный
режиссером Юрием Уткиным специально для юбилейного вечера.

Потом начались поздравления. Директора театров кукол Сибирского региона
разыграли смешной капустник. Накал поздравительного градуса нарастал и достиг
того пика, когда не выдержало сетевое напряжение, по всей округе погас свет.

В темноте сидели долго, в надежде, что вот-вот станет светло. Увы, чуда не
произошло. Дав возможность повеселиться в темноте, исполнить множество песен
хором, руководители торжества поняли, что юбилейный поезд надо направлять на
остановку, которая предполагалась в самом финале, на дружеское застолье. Там и
продолжились поздравления. Передавая из рук в руки микрофон, пели те, кто умеет
это делать, и те, кому «медведь на ухо наступил».

Главным в этом поздравительном марафоне было искреннее стремление поздравить
«аистят» с той щедростью, которая нисходит на человека только один раз за долгие
семьдесят лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры