Суд для чиновников
В ближайшем будущем в России должны появиться новые специализированные суды, которые займутся рассмотрением жалоб на чиновников и государственные органы. Эти суды будут называться административными. В начале следующего года Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации". Этот законопроект был разработан и внесен в парламент Верховным судом Российской Федерации. В 2000 году думцы приняли этот закон в первом чтении и, не долго думая, положили его под сукно. Юридическому сообществу было заявлено, что для реализации этого очень нужного для народа закона у российского государства просто нет денег. Речь шла о 5 миллиардах рублей. Сегодня в казенных закромах деньги есть, и немалые. Вот и было решено стремительно двинуть дальше реализацию важнейшего для страны национального проекта под названием "Судебная реформа".
Еще в далеком 1864 году царь-реформатор Александр II определил основные задачи
российской судебной реформы: суд должен быть скорым, правым и милосердным. Эти
реформаторские задачи в полной мере не достигнуты и в современной России.
Ежегодно сотни тысяч россиян обращаются в суды с исковыми заявлениями на
незаконные действия или бездействие различных государственных структур и их
чиновников. Но судебные тяжбы с властью зачастую отнимают месяцы, если не годы,
а вместе с ними и здоровье у тех, кто рискнул судиться. Из-за перегрузки судов
общей юрисдикции простым гражданам приходится долго ждать вынесения судебных
решений по административным спорам. Создание административных судов, которые
будут входить в систему судов общей юрисдикции, будет способствовать ускоренному
рассмотрению судебных тяжб граждан с властью. В будущем кодексе
административного судопроизводства намечается установить десятидневный срок
первичного рассмотрения административного дела. Другая причина, объясняющая
необходимость создания административных судов, кроется в специфике рассмотрения
ими административных дел с участием граждан. Доказывать свою правоту в
административном суде обязан будет чиновник. Более того, на суд возлагается
обязанность помогать истцу в сборе доказательств в тех случаях, когда тот или
иной начальник будет отказываться выдавать гражданину нужный документ. Новые
суды предлагается учредить на основе системы судебных районов и округов, не
совпадающих с административно-территориальным делением. Это новшество должно
позволить сделать их менее зависимыми от местных властей. Намечается создать 500
межрайонных административных судов, 21 федеральный окружной административный
суд, судебную коллегию по административным судам в Верховном суде Российской
Федерации.
По справедливому замечанию первого заместителя председателя Верховного суда
Российской Федерации В.И. Радченко, создание в нашей стране системы
административных судов будет иметь не только большое правовое, но и важное
политическое значение, поскольку в России появится специализированная юстиция,
призванная защитить человека от произвола недобросовестных чиновников.
Надо прямо признать, что у законопроекта об учреждении в стране административных
судов немало влиятельных противников. Ими высказываются различные аргументы
«против»: от научных до демагогических. Самый распространенный довод против
создания административных судов — это их относительная дороговизна. По всей
видимости, сторонники такого подхода выступают за дешевое административное
правосудие. Но, как известно, дешевого правосудия в правовом государстве не
может быть по определению. Ибо дешевым может быть не правосудие, а зависимое и
пристрастное рассмотрение судебных дел. Давно замечено: бедный судья не может
быть независимым и справедливым. В тех странах, где это поняли, экономика
развивается успешно и люди живут благополучно.
В истории России попытки создания административных судов предпринимались не один
раз. Так, накануне Февральской революции 1917 года в составе Правительствующего
Сената первый судебный департамент был наделен полномочиями административного
суда. Постановлением Временного правительства от 30 мая 1917 года было
утверждено Положение о судах по административным делам. Согласно этому документу
в России должны были с 1 июля 1917 года начать действовать административные
суды. Но нагрянувший революционный тайфун в пыль и щепки разнес веками
строившееся правовое здание Российской империи. Однако уже в советское время в
начале 20-х годов прошлого века была предпринята еще одна попытка создания в
нашей стране административной юстиции. Но и она закончилась неудачей. По заданию
Наркомата юстиции был разработан проект закона о создании Верховного
административного суда с системой подчиненных ему судов. Но этот прогрессивный
законопроект так и остался на бумаге. В советском государственно-правовом
строительстве того времени возобладала точка зрения о том, что советской стране
административные суды вообще не нужны. Объяснялось это очень просто: «…аппарат
пролетарского государства, в отличие от буржуазного, работает исключительно в
интересах трудящихся, и, следовательно, вмешательство судов в его деятельность
будет только мешать ему в работе на благо человека труда».
Современная правовая база для создания административных судов появилась с
принятием в 1993 году действующей Конституции Российской Федерации. В Основном
Законе было четко прописано, что одной из форм осуществления судебной власти
является административное судопроизводство. Будем надеяться, что через 12 лет
после принятия Конституции, административные суды все-таки будут созданы в нашей
стране. В области административной юстиции России давным-давно пора сделать то,
что в Западной Европе было успешно сделано, начиная со второй половины XIX века.