Компания "Мебель-Стиль": Мы учимся смотреть на бизнес глазами клиента
Конец года - время, когда принято подводить итоги и строить планы на будущее. Это не только помогает структурировать время. Нужно это для того, чтобы взглянуть на успехи и неудачи немного со стороны, сделать выводы и идти вперед. "Подбивать итоги" в равной степени полезно и для отдельного человека, , тем более для крупной компании. Особенно, если год был юбилейным, как у компании "Мебель-Стиль". В 2005 году она отметила свое 10-летие.
Смелость города берет
Символично, что именно в год своего десятилетия компания «Мебель-Стиль», по
признанию руководства, вступила в качественно новый период развития. «Мы это
связываем со своей зрелостью, — говорит коммерческий директор компании Юлия
Падерина. — Пришло время признать, что мы накопили достаточный потенциал для
того, чтобы заявить о себе на российском рынке и ставить амбициозные задачи.
Например, — стать одним из лидеров по продаже офисной мебели в России». Реальный
результат работы компании сегодня — то, что офисная мебель от «Мебель-Стиль»
продается в ста крупнейших городах нашей страны. Кроме того, налажены первые
зарубежные контакты с Монголией и Казахстаном, которые охотно покупают мебель
иркутской компании.
На 2006 год поставлена еще более глобальная задача — начать покорение
европейской части страны, в том числе столицы. Рисков много, но и шансы на успех
достаточно велики.
«У нас много дилеров в европейской части. Работают они успешно и хотели бы
получать продукцию со склада. Поэтому мы и решили открыть представительство
компании в Москве, — продолжает Юлия Падерина. — Мы постоянно участвуем в
мебельных выставках, в том числе самых крупных. И видим, что наша продукция
ничем не уступает российским и даже зарубежным аналогам. Россия — очень большая
страна, поэтому жители одного региона ментально отличаются от жителей другого,
иное мировосприятие накладывает отпечаток на продукцию. Наша мебель просто
другая, и это ее сильная сторона, которая помогает ей успешно продаваться».
Собственно, у компании «Мебель-Стиль» больше года работает фирменный салон в
Москве, и работает вполне успешно. Однако если салон в Иркутске — полноценная
торговая площадка, то салон в Москве — большей частью выставочный зал, шоу-рум,
где потенциальные клиенты могут детально ознакомиться с мебелью.
Если на территории от Урала и до Дальнего Востока проживает 13 миллионов
человек, то от Урала и до Бреста — 138 миллионов. Как говорится, почувствуйте
разницу. Легко посчитать, что при таком раскладе выход на рынок европейской
части России означает увеличение оборотов компании в разы. Более того, если эти
планы воплотятся в реальность, можно будет говорить о редком прецеденте в
российской экономике, когда компания, выросшая в регионе, покорила Москву. Тем
более приятно, что компания эта иркутская. Обычно бывает с точностью до
наоборот:- московские структуры захватывают региональный рынок.
Даешь больше продукции!
Компания выросла, наработала опыт, и ей стало тесно на местном рынке. Но без
благоприятных экономических условий такое активное географическое продвижение
все равно было бы вряд ли возможно. «В этом году мы впервые ощутили на себе
реальный рост экономики, — говорит Ольга Пантюхина, директор по маркетингу
компании «Мебель-Стиль». — Любая мебель — товар специфический, своеобразный
индикатор благосостояния. Покупка мебели — плановая покупка, требующая
значительных свободных средств. А офисную мебель приобретают исключительно
предприятия и организации, причем в благоприятной финансовой ситуации. Открылась
новая компания или филиал, произошла реструктуризация — нужна мебель. Или
руководство компании стало больше думать об имидже, решило переоборудовать
офис, по-новому оформить его. А в 2005 году у нас впервые создалась ситуация
дефицита по мебели нашего производства, изменилась сезонность продаж. Значит,
рынок растет».
Исходя из создавшейся ситуации, разрабатывая стратегию развития на следующие
пять лет, компания «Мебель-Стиль» приняла решение о строительстве второй очереди
производства. Она будет запущена на фабрике «Мебель-Стиль» уже летом 2006 года.
Линия будет оснащена самым современным итальянским оборудованием. Более того,
здесь появится оборудование, аналогов которого пока еще нет в России. Уже
заключены договоры, сейчас готовится проект. После запуска второй очереди
производительная мощность компании увеличится минимум в 2,5 раза, будет создано
несколько десятков рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
Параллельно со строительством второй очереди планируется произвести оптимизацию
существующего оборудования. В результате производство станет еще более
автоматизированным. Кроме снижения издержек, полная автоматизация даст
возможность на ином уровне подойти к качеству продукции, потому что исключит из
производства человеческий фактор — основную причину возникновения брака.
В здоровом теле — единый дух
Как это ни парадоксально, но когда компания расширяется географически, особенно
остро встает вопрос о сохранении единства. И это естественная «болезнь роста». В
противном случае может оказаться, что какое-нибудь отдаленное подразделение
работает как бы само по себе. И это может стать началом конца бренда — а доброе
имя на современном рынке дорогого стоит. При расширении, так или иначе,
приходится набирать новый персонал. И его нужно не только обучать для того,
чтобы он мог достойно представить продукцию компании, но и прививать ему
корпоративные ценности, чтобы, несмотря на расстояния, коллектив компании всегда
оставался одной командой.
«Работа всех подразделений должна быть максимально приближена к нашему формату.
Поэтому в этом году мы сделали огромную и очень важную работу — объяснили самим
себе, что мы за компания, каковы наши корпоративные ценности, сформулировали
миссию компании, — говорит Ольга Пантюхина.- Описали все, вплоть до стандартных
процедур продажи и дресс-кода».
Вообще компания настроена принципиально изменить свой подход ко всем бизнес-
процессам. Секрет лидерства на современном рынке — маркетинговая основа
деятельности, понимание желаний клиента, умение на все смотреть его глазами.
«На первом этапе такой подход совсем не упрощает работу, но в итоге оправдывает
себя. Возьмем, к примеру, производство. Раньше мы, как и многие, действовали
интуитивно. Например, поставщики предложили интересную фурнитуру, есть новое
производственное оборудование, давайте сделаем новую серию мебели. Иногда такая
мебель продается, иногда — нет. Сейчас мы очень тщательно планируем наш
ассортимент, анализируем рынок и даем дизайнерскому бюро конкретное задание —
мебель, выполненная по таким-то технологиям, с такими особенностями, по
определенной цене».
Например, одна из тенденций рынка — удорожание аренды офисных помещений. Поэтому
можно сделать вывод, что мебель для сотрудников должна стать более компактной и
мобильной, давать возможность расширения офиса по вертикали (стеллажи,
антресоли). Вот под эту тенденцию и делается производственный заказ.
Сегодня компания «Мебель-Стиль» — несомненный лидер на рынке офисной мебели в
Иркутске. Это та критическая точка в развитии, когда очень важно не впасть в
искушение и не отправиться почивать на лаврах.
«Мы сознаем, что лидерство — не только звание, но и большая ответственность, —
говорит Юлия Падерина. — У нас масса планов. Мы, как всегда, будем предлагать
иркутскому рынку новую продукцию от лучших производителей России и мира. Что
касается сервиса, то мы не намерены снижать планку. Нельзя забывать, что 70%
рынка любых товаров становится рынком услуг, и уровень обслуживания зачастую
становится основным фактором, влияющим на выбор клиента.
Сейчас рынок офисной мебели очень богат, выбрать можно что угодно. Поэтому мы
очень благодарны нашим клиентам за то, что они выбрали именно нас и остаются с
нами. Мы надеемся, что и в 2006 году сможем соответствовать вашим ожиданиям и
даже предвосхищать их».