Поправка на инфляцию
Сегодня региональная энергетическая комиссия примет энерготарифы на 2006 год В следующем году тарифы на услуги ЖКХ будут контролироваться из федерального центра. Как сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф, уже на следующей неделе Госдума во внеочередном порядке рассмотрит соответствующие поправки в Жилищный кодекс и Закон о регулировании тарифов на коммунальные услуги.
По словам Германа Грефа, таким образом правительство постарается сдержать новый
виток инфляции, которая в этом году превысит 10%. А причиной таких шагов служит
рост тарифов в ряде регионов страны свыше тех пределов, которые установлены
федеральными службами, прежде всего — ФСТ (Федеральной службой по тарифам).
Нельзя исключать, что к таким регионам в будущем могут быть применены какие-то
меры, направленные на снижение тарифов.
Впрочем, Иркутской области, судя по озвучиваемым данным, какие-то санкции не
грозят — в прошлом году энерготарифы на продукцию, отпускаемую Иркутскэнерго, не
повышались, а в этом году их средний рост будет на уровне инфляции, не больше
установленных ФСТ. Хотя для населения, опять же из-за требований ФСТ, рост
составит порядка 15% — с 32 до 37 коп/кВт-ч для городского населения, для
промышленных предприятий — чуть меньше в процентном отношении.
Такая тенденция характерна для всей страны и связана с требованиями федерального
законодательства по отмене перекрестного субсидирования. Например, в новом году
тарифы на электроэнергию для населения Москвы вырастут в среднем на 20,32%. В
домах с газовыми плитами тарифы на электричество вырастут с 1,53 руб. до 1,84
руб., в домах с электроплитами — с 1,08 руб. до 1,30 руб. за 1 киловатт-час. Для
промышленных потребителей Москвы стоимость электроэнергии увеличится почти на
7%.
В Иркутской области, с учетом особенностей энергосистемы, региональная
энергетическая комиссия подходит к формированию тарифов еще более взвешенно. В
частности, уже в следующем году могут вступить в действие узловые тарифы на
теплоэнергию. Во-первых, это позволит предоставить дополнительные преимущества
крупным предприятиям — потребителям теплоэнергии, которые намерены наращивать
свое производство. Например, в случае увеличения объемов потребления
теплоэнергии со стороны Саянскхимпласта или Усольехимпрома удельная стоимость
одной гигакалории, соответственно, на Ново-Зиминской ТЭЦ и ТЭЦ-11 будет
уменьшаться, но в то же время энергетики с увеличением объемов будут получать
достаточные средства для развития собственного производства.
При формировании новых тарифов РЭК приходится учитывать и другие факторы, не в
последнюю очередь — бюджетную составляющую. Это как затраты на энергоснабжение,
которые должны быть отражены в главном финансовом документе области на 2006 г.,
так и налоговые поступления Иркутскэнерго, влияние тарифов на налогооблагаемую
базу других предприятий, принимая в расчет инфляцию, другие параметры.
Одновременно с созданием условий для развития экономики нужно принимать в расчет
и социальную составляющую, а также обеспечить надежное и бесперебойное снабжение
потребителей электроэнергией и теплом.
Не исключено, что в будущем для обеспечения социальных гарантий населения РЭК
пойдет на введение социальной нормы энергопотребления. Так, в Красноярском крае
для населения установлена социальная норма в размере 75 кВт-ч на человека или
110 кВт-ч на квартиру — в рамках этой нормы потребители будут платить 55 копеек
за кВт-ч, а все, что они израсходуют свыше, — по 1 рублю. Нам до такого высокого
уровня тарифов пока далеко, но нельзя исключать, что такой опыт будет
востребован.
Насколько отразится повышение тарифов на квартплате — вопрос другой, и уже в
ближайшем будущем будет зависеть в большей степени от самих жильцов. Уже до 1
марта собственники квартир должны определиться со способом управления своими
домами и получат возможность через собственные ТСЖ или выбранные управляющие
компании влиять на то, чтобы снижать не только энергопотребление, но и другие
расходы на содержание жилья, от уборки подъезда до регулировки систем
теплоснабжения. Что касается государственных органов, в том числе региональной
энергетической комиссии, то они должны обеспечить гражданам свободный доступ к
тем благам, которые предоставляет современная цивилизация. А свет и тепло —
далеко не последние из таких благ.