Большие перспективы малого бизнеса
Вложения в малое предпринимательство - это вложения в будущее Сегодня власти Иркутской области уже не задаются вопросом, надо или не надо поддерживать малый бизнес. Положительный ответ очевиден. Посудите сами: в ведущих странах мира на долю малого предпринимательства приходится более 50% в общем объеме производства продукции, работ, услуг. В Приангарье вклад малых предприятий в областные показатели значительно меньше. В объеме валового регионального выпуска продукции, работ, услуг на долю субъектов малого бизнеса приходится лишь 7,5%. Между тем специалисты считают, что этот показатель можно увеличить до 13%, то есть почти в два раза.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики
по Иркутской области на 1 июля текущего года, в Приангарье зарегистрировано 9176
малых предприятий и более 106 тысяч индивидуальных предпринимателей. За
последние три года наблюдается постоянный рост числа субъектов малого бизнеса.
Так, в 2002 году в региональных реестрах числилось 7 944 малых предприятия и
чуть более 93 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Вместе с
ростом количества субъектов малого предпринимательства происходит и естественное
увеличение налоговых поступлений от них.
— По итогам нынешнего года поступления по единому налогу по упрощенной системе
налогообложения ожидаются в размере почти 416 млн. рублей, по единому налогу на
вмененный доход для отдельных видов деятельности — более 750 млн. рублей, —
рассказывает начальник департамента предпринимательства, среднего и малого
бизнеса администрации губернатора Иркутской области Алексей Альмухамедов. — Это
почти в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Налоговый вопрос особенно актуален в ходе муниципальной реформы, ведь со
следующего года определение регулирующих коэффициентов по «вмененке» возложено
на уровень муниципалитетов. Однако все же главная задача малого
предпринимательства не налоговые поступления, а вовлечение населения в
предпринимательскую активность, обеспечение занятости населения. А это прежде
всего снижение социально-экономических рисков. Вместе с решением вопросов
занятости сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется
средний класс, который способствует социально-политической стабильности в
обществе. Не случайно же аналитики называют развитие малого бизнеса ключом к
эффективной реформе местного самоуправления.
По словам Алексея Альмухамедова, уровень развития малого предпринимательства в
территориях Иркутской области неравномерен. По данным муниципалитетов на конец
2004 года, больше всего малых предприятий зарегистрировано в областном центре.
— Я думаю, — говорит Алексей Альмухамедов, — что сегодня вопрос о том, надо или
не надо поддерживать малый бизнес, не стоит. Поддержка нужна уже хотя бы потому,
что и малый, и крупный бизнес работают на одном рынке. Но они находятся
изначально в неравных условиях. Крупный бизнес может создавать свою
инфраструктуру: свои банки, свои консалтинговые компании. Малый бизнес таких
возможностей лишен. Поэтому государственная поддержка и должна компенсировать
такие неравные условия.
Целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской
области» на 2006 — 2010 годы уже прошла экспертный совет и совет по
предпринимательству. Она получила положительные заключения из 19 территорий
Приангарья, включая все крупные города.
Для успешной реализации программы в течение пяти лет необходимо будет привлечь
около 335 млн. рублей. Предполагается, что из них 194,2 млн. рублей будет
предусмотрено в региональной казне (в том числе 40 млн. — в 2006 году).
Остальные средства планируется привлекать из бюджетов муниципальных образований
Иркутской области, средств федерального бюджета и иных внебюджетных источников.
— Надо понимать, — заканчивает Алексей Альмухамедов, — что вложение в малый
бизнес — это вложение в будущее региона. В то будущее, которое мало зависит от
конъюнктуры мирового рынка или от решения того или иного олигарха. Это деньги,
которые возвращаются не только в виде налогов, но и в виде увеличения объема,
ассортимента и качества производимых товаров и услуг.