издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свой вернисаж и свой пейзаж

  • Автор: Эльфрида НЕВЗОРОВА

Сегодня мы заканчиваем публикацию серии статей иркутского специалиста по садовому дизайну Эльфриды Невзоровой. На протяжении полугода она делилась своим представлением сибирского сада, приводила многочисленные примеры его обустройства. Но главным итогом публикаций стало то, что все больше иркутян преображают свои участки из утилитарных огородов в семейные места отдыха. И оказывается, что это требует не меньшего труда, знаний и вкуса, чем содержание подсобного хозяйства. Мы надеемся, что советы автора пригодились таким людям и разговор о дизайне сибирского сада будет продолжен. Вместе с автором редакция ждет ваших писем.

«Не ищите природы в садах версальских» — так писал
еще в 1790 году Н.М. Карамзин о детище самого
известного французского «творца садов» Андре
Ленотра, который был непревзойденным
художником-садоводом. «Огромность, совершенная
гармония частей, действие целого: здесь на всяком
шагу искусство пленяет взоры, здесь царство
кристальных вод, партеры, цветники, пруды, фонтаны,
бассейны, лесочки и между ними бесчисленное
множество статуй, групп, ваз…»

«Андре Ленотр усовершенствовал искусство разбивки
садов и первый стал подстригать деревья и кусты в
прихотливые формы, тем самым задал направление
искусственности и регулярности французскому стилю».
(«Энциклопедический словарь» Ф. Павленкова,
Санкт-Петербург, 1910 г.)

А вот как описывал Н.М. Карамзин сады «богачей» в
Базеле (Швейцария): «Кажется, будто бы искусство не
имело никакого участия в разведении сего сада.
Надобно везде ходить по узеньким тропинкам и
взбираться на утесы по каменным ступеням. Везде
видишь частый зеленый кустарник, пещеры. Во глубине
дикого грота чистая вода, струясь с высоких камней,
ископала себе маленький бассейн». Будущий великий
русский историк и писатель увидел здесь пейзажный
стиль «в стране живописной натуры, в земле свободы и
благополучия».

Еще одно очень интересное наблюдение Н.М. Карамзин
сделал в Англии: «Я один раз был в славном Кьюском
саду, месте, которое нынешний король старался
украсить по всей возможности, но которое само по
себе не стоит того, хотя в описаниях и называют его
Эдемом: мало, низко, без видов. Там китайское,
арабское, турецкое перемешано с греческим и
римским…»

Это напоминает мне перемешанные стили в наших садах.
Миниатюрные театральные декорации, которые построены
по закону театра и служат один сезон. Поэтому
большую часть года сады в Сибири безлики.

И дальше Н.М. Карамзин пишет: «Я не хотел бы
провести жизнь мою в Англии для климата сырого,
мрачного, печального. Знаю, что и в Сибири можно
быть счастливым, когда сердце довольно и радостно…»

Удивительные слова замечательного молодого человека.
Николаю Карамзину было всего 23 года, когда он
описывал свое путешествие. Но это был восторг по
поводу Европы, где цивилизация складывалась веками.

Сибирь — другое дело, даже в сравнении с остальной
Россией. Но и здесь можно устраивать жилье и сады,
радующие глаза. В этом плане скорее всего первыми
были декабристы. Элита русского общества,
вольнодумцы, познавшие Европу, они привнесли
европейскую культуру в Сибирь.

Прежде всего их поразила природа нашего края,
неизвестная и непохожая ни на какую другую. «Дорогой
восхищались мы природой, рвали полевые цветы,
могущие украшать любую петербургскую оранжерею…
Трубецкая, Волконская, Давыдова и проч. понастроили
себе хорошеньких домиков, и опять образовалась
европейская колония», — писал в своих воспоминаниях
декабрист Н.И. Лорер.

Любая территория, на которой находились декабристы,
преображалась. Сохранилась акварель Н. Бестужева
«Вид внутреннего двора Петровской тюрьмы». Она
поражает: разбиты клумбы, грядки, высажены группами
деревья (похоже, сосны). По воспоминаниям того же
Лорера, у Н. Бестужева были «золотые руки, во дворе
он устроил солнечные часы», а когда «возделали
собственный огород, он придумал и устроил
поливальную машину».

Конечно, в разных уголках нашей прекрасной планеты в
разное время года совершенно разные пейзажи человек
старается приспособить для своей жизни, вкладывая в
свой труд всю свою душу.

Знаменитых садов и парков в мировой культуре
ландшафтного дизайна много. Некоторые из них в силу
своей эксклюзивности имеют имена собственные:
Версаль, Петергоф, римское предместье Тиволи, сад
мхов Санходзи в Японии, парк орхидей на острове
Тенерифе (Канарские острова), сад кактусов в
Марракеше (Марокко), сад Денманс Джона Брукса
(Англия), дендрарий и стилизованный японский садик в
Сочи и много других достаточно известных и не менее
красивых садов.

Но самый непревзойденный дизайнер — это Бог! Все
созданное им гармонично и неповторимо, как бы мы ни
старались это улучшить. Стремление быть в контакте с
природой — необходимая составляющая часть
полнокровной жизни.

В последние годы стал популярным самый развивающийся
стиль в ландшафтном дизайне — коттеджный. Как
правило, в коттеджах живут состоятельные люди.
Поэтому огород в своем прежнем значении уходит из
сада или приобретает неузнаваемые очертания,
занимает место рядом с деревьями, в цветниках. Да и
набор растений здесь другой: местные виды
сменяются «заморскими», хотя это и не всегда
оправданно, но азарт испытателя-исследователя не
покидает даже при получении отрицательных
результатов. Кто-то занимается разведением коллекции
полюбившихся цветов, овощей, фруктовых деревьев (это
особенно), появляются новые крупноплодные
сорта, более приспособленные к условиям Прибайкалья:
абрикосы и сливы, яблони и груши, то, что раньше
считалось доступным только в европейской части России.

Достигнув плодово-ягодно-огородных успехов, мы
захотели наконец разместить все в более
привлекательной форме. На участках появился новый
пейзаж — не «колхозные» ряды, а пейзаж, приближенный к
либеральной природе.

Мне нравится рассматривать журналы по ландшафтному
дизайну, но, приглядевшись, я вижу, что основные
растения (особенно стриженые) — это вечнозеленые
«южане»: туя, лигуструм, самшит, олеандр, лавр,
кипарис, азалия и т.д. Поэтому и предлагаемые в
журналах решения для Сибири не подходят. Остается одно — применять
свои знания, опыт, интуицию, вкус, трудолюбие и
деньги, чтобы превратить свой участок в пышный сад.

Если вы прочитали наши публикации и ваша душа рвется
в сад, чтобы вновь осмыслить все на своем участке, а
ноги бегут на ярмарку за полюбившимися растениями
(или в фирму по ландшафтному благоустройству), а
руки хватаются за лопату, чтобы что-то переделать, — это значит, что у вас есть воображение и желание
устроить рай в своем саду.

Дерзайте! Дай Бог вам удачи!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры