издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Восток -- запад: инвестиционные перспективы

В Иркутске прошел форум "Совершенствование подходов к организации инвестиционного процесса в ОАО "РЖД". В нем приняли участие руководящий состав и ведущие специалисты Восточно-Сибирской железной дороги, а также первый заместитель начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" Андрей Пряхин, топ-менеджер ЗАО "ТЕКОРА-Консалтинг" Андрей Белозеров (Москва), ведущие специалисты по инвестиционной политике ОАО "РЖД".

На форуме обсуждалась инвестиционная политика ОАО «Российские
железные дороги» и
новые тенденции и подходы к ее реализации.

Главный инженер Восточно-Сибирской железной дороги Александр Скачков рассказал о
ходе реализации инвестиционной программы ВСЖД за 2005 год. Он сообщил, что на
реализацию этой программы в этом году выделено 7,757 млрд. руб. При этом
основными направлениями программы являются: развитие пропускной способности
участков сети; развитие пунктов технического осмотра вагонов и локомотивов сетевого
значения; безопасность движения; программа обновления; сервисное обслуживание и
ремонт подвижного состава. За десять месяцев текущего года ВСЖД освоила 80% от
годового объема инвестиций.

ДОРОГА НА КИТАЙ

Особое внимание уделяется программе «Развитие пропускных способностей участков
сети». Основное направление этого раздела — обеспечение перевозки возрастающих
объемов сырой нефти в Китай. В рамках этого инвестиционного проекта расходы дороги
за десять месяцев текущего года составили 1,042 млрд. руб.

При этом было отмечено, что значительная часть работы по формированию маршрутов
с нефтепродуктами как в Китай, так и в различные регионы России приходится на
станцию Суховская. В связи с резким увеличением числа собственников подвижного
состава и отмены подборки маршрутов на станции Иркутск-Сортировочный, время
накопления в сортировочном парке этой станции стало достигать шесть часов. Это
обусловило необходимость срочной реконструкции станции. На первом этапе стояла
задача построить новый нечетный парк приема.

В июне 2005 года дорога завершила строительство четырех из шести запроектированных
путей нечетного парка прибытия, была смонтирована контактная сеть, освещение,
реконструирован весь комплекс энергоснабжения. Вдоль всей станции, на протяжении 2,5
км, построен пожарный водопровод.
Окончание строительства инфраструктуры намечено на 20 декабря. Таким образом, в
течение года ВСЖД практически получила новую станцию.

Также в 2005 году по инвестиционной программе «Развитие пропускных
способностей участков» дорога ведет реконструкцию четного парка отправления станции
Иркутск-Сортировочный. Здесь объем инвестиций составляет 235,7 млн. руб. Проектом
предусмотрено удлинение 11 путей, укладка 6,94 км путей, строительство сопутствующей
инфраструктуры. К середине ноября выполнен весь объем работ, и станция
Иркутск-Сортировочный успешно справляется с растущим грузопотоком.

Кроме того, в 2005 году был детально проработан проект по удлинению путей станции
Горхон и намечены мероприятия по вводу объекта в текущем году в полном объеме.
Предусмотренный лимит финансирования в размере 105,6 млн. рублей уже освоен,
запланированные работы завершены. В результате значительно сократились задержки
четного поездопотока.

Еще одна проблема, стоявшая перед ВСЖД в нынешнем году, — пропускная способность
перегона Иркутск-Пассажирский — Военный городок участка Иркутск-Сортировочный — Слюдянка, которой недостаточно для пропуска нечетного поездопотока. На этом участке
скорость составляет около 37,9 км/час при средней по дороге 45,7 км/час. Причина такого
ограничения скорости — на участке станции Иркутск -Пассажирский осуществляется
работа с пассажирскими поездами. Сейчас идет строительство четвертого обходного пути от
Иркутска-Сортировочного до Гончарово, его восстановление позволит повысить
скорость на участке до 45км/час.

ОТКРЫВАЯ ГРАНИЦУ

Одним из ключевых звеньев нефтяного пути в Китай является, несомненно, пограничный
переход Наушки. В 2005 году на проходящем через него участке дороги были
запланированы работы на сумму 236,5 млн. рублей. Они включают в себя удлинение
девяти станционных путей до 71 условного вагона, оборудование станционных путей,
приведение в соответствие с установленными нормами освещения станции, удлинение
вытяжного пути горки, строительство здания для создания единого
технологического цикла обработки документов.

Все эти мероприятия направлены на увеличение пропускной способности пограничного
перехода Наушки до двенадцати пар грузовых составов. В настоящее время основные работы в
этом направлении уже завершены. Окончание строительства с учетом развития всей
инфраструктуры запланировано на четвертый квартал 2006 года.

Комплексная работа по всему маршруту движения нефтяных составов от Суховской
до Наушки сегодня стала примером проектного принципа реализации
инвестиционной программы «Перевозка нефти». Такой подход уже сегодня дал
ощутимые результаты, когда наряду с модернизацией железнодорожной
инфраструктуры на всем участке идет и стабильный рост отправления грузов. За 10
месяцев 2005 года ВСЖД перевезла более 6 млн. 412 тыс. тонн сырой нефти. Этот
показатель выше аналогичного периода 2004 года на 30,7% — за десять месяцев
прошлого года через пограничные переходы проследовало 4 млн. 908 тыс. тонн
сырой нефти.

СЕВЕРНЫЙ ХОД

Отдельно на форуме обсуждался инвестиционный проект по модернизации западного
участка БАМа. Учитывая планируемое увеличение объема перевозок по северному ходу, в
том числе в связи с предполагаемой отгрузкой 5,9 млн. тонн нефти со станции Уяр,
дорога предусматривает развитие и этого направления.
Проблемным здесь является однопутный участок Лена-Восточная — Хани. График
движения поездов на 2004-2005 годы построен на одиннадцать пар грузовых транзитных
поездов, одну пару сборных поездов и пять пассажирских.
Пропускная способность участков Лена — Северобайкальск и Новая Чара — Хани — всего
двенадцать пар грузовых поездов.

При расконсервации станции Уяр и перевозке дополнительно 5,9 млн. тонн нефти
через стыковой пункт Хани потребуется построить девятнадцать разъездов по всему
участку БАМа. Также с началом перевозок со ст.Уяр пойдет развитие
локомотивного хозяйства северного участка — это увеличение подвижного состава:
электровозов, тепловозов и, как следствие, увеличение рабочих мест в депо станций
Коршуниха, Таксимо.

РЕФОРМА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Но каковы бы ни были дальнейшие планы развития ВСЖД, они будут протекать в режиме
новой инвестиционной политики ОАО «Российские железные дороги». О ее принципах и
рассказывал на форуме первый заместитель начальника департамента инвестиционной
деятельности ОАО «РЖД» Андрей Пряхин. Причиной для реформирования подходов к
инвестиционной деятельности послужил поиск наиболее эффективной системы вложения
средств с максимальной отдачей в кратчайшие сроки.

В результате если раньше при выборе проектов, которые будут включены в
инвестиционную программу, исходили из их затратности и имеющихся в наличии
средств, то теперь приоритеты будут выстраиваться на основании планируемых
экономических эффектов. Андрей Пряхин отметил, что к формированию нового подхода к
инвестированию шли несколько лет. Эти вопросы неоднократно обсуждались с
руководством всех железных дорог России, и все мнения были учтены при создании новой
инвестиционной схемы. Однако прошедший в Иркутске форум показал, что еще есть
вопросы, требующие дополнительных обсуждений и проработки.

Отдельно, наряду с производственными инвестиционными проектами, ОАО «РЖД»
продолжает в полной мере реализовывать социальные проекты — это развитие
медицинских и восстановительных учреждений, образование и жилищное строительство.
В решении этих проектов учтен принцип социальной
необходимости.

В инвестиционной политике ОАО «РЖД» Восточно-Сибирской железной дороге
всегда будет уделяться достаточное внимание. Ведь маршрут восток—запад, по
словам Андрея Пряхина, самый эффективный и перспективный в системе
Российских железных дорог. А следовательно, он будет и дальше стабильно и
методично развиваться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры