Коля Спиридонов проснулся знаменитым
Русский "Итальянец" претендует на "Оскар". Новая работа студии "Ленфильм" совершает триумфальное шествие по всему миру.
Высший класс
Картина «Итальянец» наделала много шума, о ней уже знает чуть ли не полмира, ее ждут
на самых престижных международных кинофестивалях, а там, где она побывала,
результат один — взят либо Гран-при (Познань, Копенгаген, Амстердам, Москва…), либо
другие награды.
Триумфальное шествие «Итальянца» началось с Берлина. На 55-м Международном
кинофестивале она получила сразу два приза: главный — Гран-при международного жюри
«Киндерфильмфеста» (15 лет мы, россияне, ничего там не получали!), а также
специальный — от детского жюри.
И вот главная новость: фильм петербургских кинематографистов стал претендентом на
премию «Оскар» от России. Он будет представлять нашу страну в номинации «Лучший
фильм на иностранном языке». Копия уже отправлена на суд Американской
киноакадемии. За право стать номинантом станут сражаться 90 фильмов из разных стран, и
только 5 из них выйдут в полуфинал.
Кстати, во Владивостоке русский фильм посмотрел Ким Ки-дук, один из самых именитых
в мире режиссеров. Он ему понравился. «Мальчик — бест!» — восхитился мэтр.
Детдомовцы в жизни и в кино
Тема выбрана тяжелая: дети, живущие в детском доме. Каждый из них мечтает о семье, о
маме. Редкий сегодня в российском кинематографе жанр — пронзительная мелодрама.
Предприимчивая «мадам» занимается странным, но прибыльным бизнесом: за евро и
доллары продает бездетным иностранным парам наших сирот. В этой роли очень
убедительна Мария Кузнецова, актриса Александринского театра, которую после роли
Крупской в фильме А. Сокурова «Телец» стали приглашать в разные картины. Директора
детского дома сыграл Юрий Ицков, актер Театра сатиры на Васильевском, часто
снимающийся в большом кино и в сериалах. (Одна из последних ролей — в сериале
Дмитрия Месхиева «Принцесса и нищий»). Кстати, многие иркутяне вспомнят этого
артиста по театральным работам: в 70-е годы он играл на сцене Иркутского драмтеатра.
Режиссер и художник побывали в нескольких детдомах и приютах, прежде чем
остановиться на чем-то подходящем. Фильм снимали в окрестностях Петербурга — на
территории детского дома в Лесогорске, а также в Выборгском приюте (ночлежке).
Сценарист Андрей Романов взял за основу реальную историю о мальчике из детского
дома. Шестилетний Ваня Солнцев приглянулся супружеской паре из Италии, его хотят
усыновить (за что ребята и прозвали парня «итальянцем»). Пока взрослые устраивали
«бумажные» дела, мальчик решил найти настоящих родителей. А вдруг они живы? Вдруг
однажды приедут за ним, а его нет?
— Самым сложным было найти мальчика на роль Вани, — рассказывает Андрей Кравчук. —
Мы пересмотрели много ребят, пока однажды художник картины Владимир Светозаров не
предложил Колю Спиридонова. Они уже работали вместе. Коля — не детдомовец, живет в
семье, сейчас ему 10 лет, он учится в третьем классе 59-й петербургской школы. Ребенок
от природы одаренный. Сыграл он замечательно! После нашей картины его пригласили
сниматься в другую.
Другие дети — детдомовцы. У многих из них — точь-в-точь такие же судьбы, как и у их
героев. Мы не сгущали краски и в то же время не идеализировали героев. Мы говорили с
ними как со взрослыми людьми.
— У нас с детьми сложились хорошие отношения, — добавляет Юрий Ицков. — Была
только одна проблема — существование перед камерой. А когда работа закончилась —
проблема расставания, нашего отъезда. Многое осталось за кадром. Главное — жуткий
замкнутый круг, в котором находятся эти замечательные ребята.
— Когда мы закончили работу и уезжали домой, то решили: первыми зрителями будут эти
дети, мы вернемся к ним с фильмом. Так и сделали, — говорит продюсер Ольга
Аграфенина.
Кроме Коли Спиридонова, были в картине еще «домашние» дети. Дочка известных
петербургских актеров Ольги Самошиной и Константина Воробьева, Полина сыграла
Натаху. А Ирку — Оля Шувалова, живущая вдвоем со своей бабушкой. Интересно, что
после «Итальянца» Олю приглашают сниматься, в частности, она стала «лицом»
«Мегафона».
Ученики Арановича
Первой картиной Андрея Кравчука была «Рождественская мистерия» (ее он снимал вместе
с режиссером Юрием Фетингом). Затем выходили документальные фильмы, сериалы:
несколько серий «Черного ворона», «Агента национальной безопасности», «Ментов»,
«Господа офицеры». Еще будучи студентом, он снял фильм «Вечер и утро», курсовую
работу, получившую диплом кинофестиваля «Золотой витязь»… Сейчас режиссеру 43
года.
На студии считают, что, сняв картину «Итальянец», он продолжил традиции «Ленфильма».
Именно здесь были созданы замечательные фильмы о подростках: «Пацаны», «Не болит
голова у дятла», «Ключ без права передачи» Динары Асановой, «Летняя поездка к морю»,
«Сломанная подкова» Семена Арановича, «Петроградские гавроши» Сергея Снежкина. Не
случайно героя «Итальянца» зовут Ваней Солнцевым. Это перекличка с фильмом «Сын
полка», который в 1946 году снял режиссер Василий Пронин. Кстати, Андрей Кравчук и
сценарист Андрей Романов вместе учились у замечательного режиссера Семена
Арановича.
Сейчас Кравчук занят новым проектом — историей об адмирале Колчаке.
Сниматься совсем не просто
Известно, что снимать детей нелегко. Поэтому перед началом съемок режиссер показывал
Колю Спиридонова хорошему психологу, который дал советы, как лучше общаться с
восьмилетним ребенком, чего опасаться в работе. Иногда мальчик капризничал на
площадке, отказывался гримироваться, вообще сниматься.
На первом же кинофестивале за границей маленький петербуржец был объявлен
«настоящей звездой», «покорителем Берлина». На фестивали Коля ездит вместе с
режиссером, продюсерами и, конечно, с мамой. И едва ли не на каждом получает приз за
лучшую роль. Уже привык к вспышкам фотокамер, к тому, что у него просят интервью и
автографы, а на пресс-конференциях задают одни и те же вопросы. Рассказывают, что
сначала он терпеливо выводил на бумаге: «Николай Спиридонов». Пыхтел, старался. Но
потом, по совету мамы, отработал «облегченный вариант»: короткую роспись, как у
взрослых.
На вопрос, что труднее всего было сделать на съемках, ребенок выпаливает уже
автоматический ответ: «Под дождем бежать и руку резать!». Ни о какой роли теперь не
мечтает. Говорит, что сниматься надоело. Не такое уж это веселое занятие, как нам,
непосвященным, кажется… Во время интервью, улучив момент, пока взрослые
разговаривают, ребенок то играет на полу любимыми самолетиками и машинками (как все
пацаны), то берется за карандаши и рисует пушки. Обожает сладости и «Макдоналдс».
Самые любимые предметы в школе — рисование и труд. Мечтает завести кошку,
черепашку, попугая, хомячков — «девочку» и «мальчика». Ходит в кружок любителей
животных. В качестве приза хотел бы привезти с фестиваля… машину папе! «Мерседес»,
«БМВ» или «Фольксваген».
Колин папа Андрей о своей работе говорит кратко: «Работаю в службе безопасности». В
свободное время он возит Колю на съемки, учит с ним уроки. Мама, Анна, сейчас учится
на курсах гримеров. К этому она пришла неожиданно. Сопровождая сына на съемочную
площадку, ожидая его, Анна познакомилась с гримерами, наблюдала за их работой. И
решила освоить эту интересную профессию.
Бывает, дети, снявшись в кино, зазнаются. Колина мама рассказывает, что ее мальчик
звездной болезнью не заболел. У него еще нет интереса к славе. Он не хвастается перед
одноклассниками, вообще никому не хочет рассказывать о кино, о съемках. А дома
говорит, что лучше будет гримером, когда вырастет, чем актером… Хотя ребята и учителя
уже в открытую смотрят на него как на «кинозвезду». К школе подъезжает съемочная ТВ-
бригада, и начинается…
Кстати, фильм «Итальянец» — не первый в Колиной жизни. Первым был «Путь» Светланы
Шиманюк; короткометражка, время и место действия — Русь XI века. А после картины
Андрея Кравчука он снялся у петербургского режиссера Артема Антонова в «Полумгле»
(фильм о немецких военнопленных стал обладателем Гран-при Международного
кинофестиваля в Монреале; мальчик играет там сына главной героини, приютившей у
себя пленного). А
недавно Коля Спиридонов сыграл эпизод в картине «Час пик» у московского режиссера
Олега Фесенко (там заняты известные актеры А. Мерзликин, К. Хабенский, Е. Гусева).