Свет ее души
Японцы утверждают, что после 30 лет каждый человек становится хозяином своего лица. Прекрасным оно бывает, когда озарено внутренним светом. Подобные лица часто можно встретить у женщин, которые посвятили свою жизнь культуре, потому что культура и есть свет, состояние души, мир, раскрытый в тончайших его проявлениях.
Собирательным образом сотрудницы, работающей в
учреждении культуры, можно назвать нашего юбиляра
заведующую сектором декоративно-прикладного искусства
областного Центра народного творчества и досуга
Наталью Игоревну Ленкову. В беседе она говорит:
«Странно вспоминать, как давно это было…».
Наверное, 70-е годы, пришедшиеся на ее юность,
действительно серьезно отдалены от дня сегодняшнего,
но в жизни подвижного человека, полного сил и
созидательной энергии, были они не так уж и давно.
Борис Десяткин, Сергей Коренев, Юрий Митькин,
Геннадий Драгаев, сгорев безвременно в бурном потоке
перестроечного времени, стали признанными мастерами
изобразительного искусства Сибири, нашей иркутской
земли. Кажется, еще совсем недавно они — студенты
училища искусств, будучи немного постарше,
подтрунивали над первокурсницей Наташей Ленковой,
домашней, обласканной родителями, особенно папой-
летчиком, который частенько брал ее в рабочие полеты.
На самолетах в детстве ей довелось летать не реже,
чем кататься на грузовиках мальчишкам и девчонкам, у
которых отцы были шоферами.
Вспоминая светлый образ отца, Наталья до сих пор не
перестает удивляться тому, как он, единственный сын у
мамы, пролетав на тяжелых бомбардировщиках всю войну,
сумел вернуться домой. Грозная война довела его до
Берлина. Он видел город с заоблачной высоты, в
клубах дыма от взорванных бомб, которые, как в
соколиной атаке, падали с борта его самолета.
Судьба забросила Игоря Ленкова в Сибирь и дальше на
север, где в глухой деревушке встретил он свою
будущую жену. Наташа родилась в Киренске, но еще в
младенческом возрасте родители перевезли ее в
Иркутск. Жила семья в большой комнате коммунальной
квартиры недалеко от танка, построенного в годы войны
на средства, собранные иркутскими комсомольцами.
«Наша «коммуналка» была такой, какой показал ее
Михаил Козаков в телевизионном фильме «Покровские
ворота». Семьи ссорились и мирились, делили чайники и
кастрюли на кухне, одалживались кипятком и помогали
друг другу так, что сегодня это совместное житие
чужих людей кажется фантазией, придумкой, далекой от
правды. Но это было!
Как были и рассказы бабушки о дедушке — офицере
царской армии, а после революции — белогвардейце.
Патриот России, после гражданской войны он с семьей
остался на родине, вскоре был репрессирован и сгинул
в неведомо каком застенке одного из лагерей ГУЛАГа».
Эти рассказы и написанная бабушкой родословная семьи
помогли Наталье Игоревне узнать, откуда пошел род
Ленковых. «Ни в коем случае не Леньковых, потому что
слово «лень» никогда не было в чести у нашей семьи, — говорит она. Правда, в области есть деревня
Ленково, но откуда она взяла свое название, я не
знаю». Старшекурсницу керамического отделения училища
искусств направили готовить дипломную работу на
Хайтинский фарфоровый завод. Как полагается, ей
необходимо было сделать чайный сервиз, а придумала и
выполнила тогда она их четыре. От начала и до конца
прошла путь от чертежа, модели, изготовления формы из
гипса и ее отливки из фарфора. Праздничный сервиз
«Рябинка» произвел впечатление и на художников
завода, и на оценочную комиссию. Наталье Ленковой был
вручен диплом художника-керамиста.
Увы, работу для специалиста столь редкого для
промышленности нашей области производства найти было
сложно. Хайтинский завод, притягивавший в свое время
внимание художников из самых разных уголков России,
стал медленно приходить в упадок, да и другие
предприятия начали закрывать один за другим цеха,
занимающиеся выпуском товаров народного потребления.
Наталья нашла в Доме кузнеца на улице Дзержинского
Центр народного творчества. Помнит, как директор,
подписав приказ о зачислении ее на работу, сказал,
что надо немедленно ехать в Ангарск, там нужна помощь
специалиста. Толком не разобравшись, в чем должна
заключаться ее помощь, она поехала сначала в Ангарск,
потом в Усть-Илимск, другие районы. С той поры хорошо
знает, какие села и деревни есть в Иркутской области,
какие мастера работают в них. Внутренним чутьем и
благодаря полученным в училище знаниям она поняла,
что учить чему-либо народных умельцев нельзя, можно
только немного направлять их работу.
Середина 70-х годов была интересным временем.
Сотрудники центра гордились своим директором Ляминым,
который был одним из дирижеров Парада Победы в Москве
1945 года, опытным руководителем и организатором I
Всероссийского фестиваля народного творчества,
областной конференции «Молодость. Творчество.
Современность». Самодеятельное творчество было на
подъеме, центр проводил конкурсы многочисленных
хоровых, танцевальных, цирковых коллективов. Наталья
Игоревна, конечно, выделяла «своих» — художников
декоративно-прикладного искусства. Сегодня она
гордится тем, что была знакома с живописцем Гавриилом
Федоровичем Барамыгиным, жителем Бурдуковки, работы
которого возила на выставки в Москву. Его жанровые
картины отличались самобытностью, неповторимой
манерой письма и атмосферой, приближающей их к
реалиям изображаемых событий, особенно баталий
военного времени.
Работы Гавриила Барамыкина внесены во всероссийские
каталоги выставок произведений народного творчества,
как и резчика по дереву Петра Ивановича Лабутина.
Этот мастер работает в лубочной манере, уникален и
неповторим. Чайный сервиз Лабутина — пузатый самовар,
чашечки, как девицы на выданье, красующиеся на
блюдечках, — Наталья Игоревна показывала на выставках в
Австрии, в городе Линце, в провинции Кенжу в Корее, и
везде этот сервиз вызывал у зрителей искреннее
восхищение.
С народными мастерами работать не просто. Ленкова
поняла, что необходим анализ, который помогает в
беседе быть убедительной. Важно найти манеру общения,
чтобы художник мог тебя понять, услышать. Что греха
таить, не каждый мастер, будь он профессионал или
любитель, принимает замечания. Особенно любители,
многие из которых претендуют на звание
профессионалов, не понимая, что и хороши-то они своей
самобытностью, неповторимым обаянием не
отшлифованного творчества, если
судить их по законам школы. Народный умелец видит
мир таким, каким понимает его сердце, как принимает
душа.
Центр народного творчества сегодня работает под
девизом сохранения и развития народного творчества.
Развитие сегодня очень важно — многое было утрачено за
годы советской власти и новейшей истории России.
Например, в Тофаларии коренные жители давно забыли
свой традиционный праздник «Сулган». В стародавние
времена собирались кочевники-тофы один раз в год
вместе, устраивали гонки на оленях, состязания в
силе, ловкости, умении петь, танцевать, делать
игрушки, которые называют сегодня сувенирами.
В советское время тофам построили дома, запретили
пользоваться национальной письменностью, заставили
жить цивилизованно. Доходило до курьезов: вещи семьи
«жили» в доме, а люди, поставив во дворе чумы,
обитали в них по привычке и зову крови. Многое ушло
из национального быта тофов, хранителями памяти
оставались только самые древние представители этого
народа. Сегодня и спросить-то не у кого, стариков не
стало, а молодежь, вслед за русскими, изучает свои
традиции по книгам, написанным в основном русскими и
редкими тофами, ставшими учеными-фольклористами.
В Тофаларию Наталья Игоревна раньше ездила часто. С
товарищами по центру они занимались сбором материалов
по этнографии, вели беседы с учителями, врачами,
представителями других профессий, которыми овладели
тофы. Узнали о «Сулгане» и решили восстановить этот
забытый праздник. В 1990 году собирали материалы,
обрабатывали их совместно с сотрудниками
национального центра, писали сценарий, давали задания
местным жителям. Ровно год ушел на подготовку, в 1991
году праздник провели в столице Тофаларии, в поселке
Алыгджер.
«Сулган» объединил тофов (которых насчитывается
сегодня всего-то около 400 человек), помог испытать
чувство национальной гордости за свой народ, его
древние и очень живые традиции. Праздник укоренился и
проводится со дня его основания каждый год, как это
было раньше, как отмечали его предки. Примеров
развития культуры народов Сибири множество, наверное,
столько, сколько национальностей, проживающих на
территории нашей области.
Шли годы, Наталья Игоревна понимала, что среднего
образования для должности, которую она занимает в
центре, недостаточно. Как только открылось в
техническом университете, на факультете
изобразительного искусства, отделение
искусствоведения, она поступила туда и благополучно
окончила. «Я это сделала», — гордо заявляет она.
Гордо, потому что возраст у нее был не студенческий.
Опыт работы к тому времени позволял ей возглавить
сектор декоративно-прикладного искусства.
Сегодня в нем работают несколько научных сотрудников,
есть свой выставочный зал, в котором экспонируются
работы мастеров всей области. Делать выставки
привлекательными, конкурентоспособными, как сегодня
говорят, Наталья Игоревна умеет мастерски.
Не случайно она считается одним из лучших
экспозиционеров города. С благодарностью вспоминает
искусствоведа Ирину Георгиевну Федчину, которая
частенько, делая выставки работ самодеятельных
мастеров в художественном музее имени Сукачева,
сердилась на Ленкову за то, что она плохо чувствует
пространство. Наталья Игоревна помалкивала, точно
зная, что экзамен в этой школе экспозиционирования
она со временем сдаст на отлично.
Все получилось у Натальи Ленковой, народные мастера
ее уважают за высокий профессионализм, коллеги по
работе ценят за спокойный, приветливый, миролюбивый
характер. Свой юбилей она отмечала чуть раньше юбилея
родной организации: «Хорошо, что не ровесники по
возрасту», — смеется она зачарованная своей работой.
В трудовой книжке Натальи Игоревны только одна
запись: «Принята на работу…» И пусть так будет
всегда…