Исцеление здравым смыслом
После успешного референдума о слиянии Камчатки и Корякии глава российского Центризбиркома Александр Вешняков на всю страну объявил, что теперь на очереди объединение Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа. Он сообщил, что референдум здесь пройдет в апреле, и сейчас активно идет подготовка к этому важному для регионов событию.
Пришла пора и нам, избирателям, приступить к обсуждению
«интересного вопроса», чтобы по весне принять толковое решение,
ответить на этот вопрос вдумчиво, без лишних эмоций, ответить
безошибочно.
Курс на оздоровление
Многие эксперты, характеризуя путинский государственный курс,
говорят об оздоровлении страны, причем по всем составляющим: в политике,
экономике, социальной сфере. Казалось бы, еще совсем недавно Россия
представлялась совершенно неуправляемой. Ельцин, пообещав лечь на
рельсы, запирался в Кремле для «работы с документами», дирижировал
оркестрами, разгонял охотившихся за ним снайперов, а вокруг мертвели
предприятия, бушевали забастовки, полыхали конфликты, мародерствовали
дефолты, неплатежи, дикие «задержки» по зарплатам и пенсиям. Наверное,
поэтому сегодня второй президент России В.В. Путин, показавший себя
патриотом с железной волей, справедливо воспринимается нами как первый
истинно народный. Его идеи работают, его решения действуют, страна год от
года становится сильнее.
Новая региональная политика президента направлена прежде всего на
укрепление экономической базы территорий, гарантирующее необходимые
для населения социальные перспективы. Сами по себе изменения (слияния,
укрупнения субъектов) не самоцель. По словам Путина, «есть маленькие,
небольшие субъекты федерации, которые с экономической точки зрения не
являются самодостаточными. И в интересах людей, которые там
проживают, в интересах населения, обеспечения социального
самочувствия, конечно, это часто обосновано».
В обновленные регионы поступают значительные финансовые ресурсы
из центра. И если бы не срывы, не ошибки, допущенные ранее в процессах
объединения области и округа, сегодня и у нас была бы возможность более
интенсивно развиваться, опираясь на федеральную бюджетную поддержку.
Уже сейчас могла бы идти реализация крупных инвестиционных,
хозяйственных проектов, появились бы новые рабочие места, пошли бы
дополнительные доходы в местную казну, улучшилось положение в школах,
вузах, медицинских учреждениях… Но за два года решение основательно
«заволокитили», постоянно ссылаясь на его «неподготовленность». Да,
конечно, поспешность в таких делах не помощник, но от искусственных
проволочек тоже вред немалый. Только с приходом Александра Тишанина,
согласовавшего на федеральном уровне все необходимые условия
проведения референдума, «трудные вопросы» наконец-то стали решаться.
Кроме того, наш губернатор договорился с министром регионального развития
России Владимиром Яковлевым о том, что до конца ноября правительство на
расширенном совещании обсудит возможности оказания финансовой
поддержки области и округу, готовящимся к референдуму. Похоже, у
путинского курса на социально-экономическое оздоровление теперь есть
надежный региональный проводник.
Средство от распада
Сейчас, наверное, даже самым завзятым скептикам понятно, что в
«нормальной стране» национальная карта не должна быть основой
административно-территориального деления. Ведь и Советский Союз не
рассыпался бы как карточный домик, если бы состоял не из национальных
крепостей, изначально имевших потенциал для отделения, а из регионов,
объединенных под одной крышей по квартирному принципу. В национальной
«крепости» легче предаваться соблазнам самостийности, нежели в обычной
региональной «квартире».
В этом смысле ельцинская раздача суверенитетов, предпринятая на
волне дешевого популизма и не имевшая ничего общего с прогрессивной
государственной национальной политикой, превратила Россию в
своеобразное «минное поле». В случае, если у руководителя какой-нибудь
суверенной республики что называется «снесет крышу», ждать можно
самого плохого. Трагедия Чечни, ставшая бедой для всей страны, — больше
чем просто поучительный пример. Это кричащая боль, взывающая к
бдительности и умоляющая не допускать ничего подобного в будущем.
Территориальное деление по национальному признаку, возможно, не
противоречит каким-то историческим традициям (хотя есть и другие
интересные примеры, включая такую уникальную национальность, как
американцы), но в существенно изменившихся современных условиях оно
противоречит политическим и экономическим интересам государства. Если
мы хотим видеть свою страну как некий мощный завод по производству
всевозможных благ, то целесообразно формировать цеха в соответствии с
индустриальным, а не национальным подходом. Ведь национальная политика
государства не есть формальное обозначение мест на карте и проведение
территориальных границ. Это, прежде всего, внедренная в общество
гуманная система межнациональных отношений, включающая бережное
отношение к этносам — различным культурам, языкам, традициям и обычаям.
Сегодня, когда идут процессы по объединению российских регионов,
большинство граждан, независимо от национальности, рассуждают просто:
главное — чтобы жизнь улучшалась. А как будет называться улица, город, край
и где будет проходить разделительная линия между районами, губерниями,
или ее не будет совсем — неважно. Ясно, что народности остаются
самобытными, они, как и прежде, проживают на привычной территории, но
политическое и экономическое пространство организуется по рациональным
законам эффективности государства. Только недобросовестные политики,
или общественные деятели, страдающие неуемным желанием порисоваться
перед публикой на каком-нибудь «катастрофическом» фоне, могут нагнетать
страсти, накалять обстановку. Делается это, как правило, не в народных, а в
собственных корыстных интересах, а то и просто по глупости.
Есть губернаторы и республиканские президенты — ба-альшие шишки
местного значения с ба-альшими амбициями. Мол, как это так, чтобы я,
такое распрекрасное и практически никем не контролируемое «величество» в
моих землях, стал еще перед кем-то, кроме президента, шапку ломать! Хотя
как раз шапку ломать и не нужно, а нужно просто работать, забыв о
вельможности постов, о «барской» гордыне, о непомерных амбициях.
Работать на интересы своего региона, а не на собственные (бесконтрольные)
интересы, но, похоже, что именно этого и боятся больше всего на свете
некоторые «суверенные» начальники.
К счастью, в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе таких горе-руководителей нет. Все хорошо осознают
необходимость объединения, а пермский, красноярский и теперь камчатский
примеры лишь еще больше укрепляют эту уверенность в стремлении к
региональному единству.
Почему говорят «Да»
Среди задач, решаемых слиянием территорий:
— выравнивание качества экономического пространства страны по
лучшим регионам с точки зрения уровня управления, степени защиты прав
собственности, ограничения коррупции, устранения барьеров для бизнеса,
снятия рентных платежей и поощрения конкуренции с целью снижения
издержек и повышения конкурентоспособности страны;
— распространение лучших институтов, обеспечивающих экономическую
активность, развитие гражданского общества с опорой на наиболее
«продвинутые» регионы не по какому-то отдельному ресурсу (например,
экспорт чего-то), а именно по тому, насколько высоко качество институтов в
регионе, вокруг которого идут объединительные процессы.
С осознанием всего этого население и высказывается в поддержку
объединения регионов. Так в референдуме по слиянию Пермской области и
Коми-Пермяцкого автономного округа приняли участие 63% имеющих право
голоса в двух регионах, а «за» высказались 84% в области и 89% в округе,
кроме того, под это «укрупнение» Коми-Пермяцкому АО и Пермской
области удалось получить от федерального центра 12 млрд. рублей. В
Камчатской области на избирательные участки пришли 55,74% избирателей,
84,87% из которых проголосовали за формирование нового субъекта
Федерации — Камчатского края. В Корякии к урнам для голосования пришли
76,71% жителей, 89% из них также поддержали объединение регионов.
16 октября 2005 года президент подписал федеральный
конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта в результате объединения Красноярского края, Таймырского
и Эвенкийского автономных округов. Новый субъект образовывается с 1
января 2007 года. В то же время устанавливается переходный период в
течение 2005—2007 гг. для завершения формирования исполнительных и
законодательных органов власти этого субъекта.
В соответствии с подписанным указом Президента РФ бывшим
автономным округам предоставлены широкие права в области культурной и
национальной политики. По сути, теперь эти права будут определять
Ассоциации коренных народов Севера.
Помимо большой доли самостоятельности, Эвенкия и Таймыр до 2009
года будут получать из федерального бюджета не только дополнительные
дотации, но и так называемый финансовый резерв на случай непредвиденных
обстоятельств. В итоге размер помощи из Москвы фактически вырастет в три
раза: в 2005 году самостоятельные Эвенкия и Таймыр получили примерно 2
миллиарда рублей, в федеральном бюджете 2006 года для них уже
зарезервировано более 6 миллиардов.
Думается, всем нам, определяя свое отношение к предстоящему
объединению, следует прислушиваться к голосу разума. Мы должны
исцелиться от прежних заблуждений и понять, что национальность не есть
главное мерило счастья. На первом месте должны быть мир в стране, ее
экономическое процветание и благополучие в родной семье, что, согласитесь,
взаимосвязано.
Мы живем лишь однажды. Чем здоровее будет наше общество, чем
лучше будут идти дела в стране, тем дольше и богаче мы будем жить. А
новые поколения станут судить о нас в том числе по решениям, которые мы
принимали на выборах, на референдумах. И, разумеется, хотелось бы, чтобы
это были мудрые, взвешенные решения, продиктованные здравым смыслом,
заботой об укреплении и целостности государства, об улучшении жизни, о
будущем наших детей.