издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Таежная дилемма

  • Автор: Екатерина БЕШНОВА

Как сохранить леса и одновременно заработать на природных богатствах Разработка Лесного кодекса в Государственной Думе идет довольно давно. Тем не менее основные положения законопроекта по-прежнему вызывают много споров. Главным считается вопрос: как сохранить леса и в то же время заработать на природных богатствах? На данный момент заканчивается совместная работа заинтересованных министерств и комитетов Госдумы над поправками в Лесной кодекс, который был в первом чтении рассмотрен на заседании Госдумы. Второе и третье чтение в Госдуме запланировано на конец этого года. Рассказать о ходе законопроектных работ мы попросили депутата Госдумы от Иркутской области Сергея Дубровина.

— Главным остается вопрос о частной собственности, — сообщил
Сергей Дубровин. — Хочу сразу отметить: земли лесного фонда остаются в
федеральной собственности. И вопрос о передаче этого фонда в частные
руки не стоит. В то же время депутаты Госдумы считают, что
региональные власти должны иметь серьезные полномочия. В частности,
вопросы планирования лесного фонда должны быть полностью в сфере
ответственности субъектов федерации. Полномочия субъекта, которые
уже даны ему земельным законодательством и Градостроительным
кодексом, — это главный фактор влияния на планы федеральных властей.
Следующий этап — осуществление администрирования субъектом,
проведение аукционов и заключение договоров, исполнение функций
контрагента по договору.

Вопрос о долгосрочности аренды, по словам депутата, тоже выходит на
первый план. Сегодня законодательство разрешает арендовать лесные
участки на срок до 99 лет. Лесопользователи борются за сохранение этого
срока, объясняя это тем, что только длительная аренда действительно
обязывает заботиться о лесовосстановлении, строительстве дорог и
предоставлении постоянной занятости местному населению. В
министерствах будируется вопрос принятия уменьшенной нормы, вплоть до
49 лет.

— Мне кажется, что, занимаясь законотворчеством, министерства
забывают главную задачу, которой необходимо заниматься уже сегодня, — описание лесного фонда, — считает Сергей Дубровин. — Этого требует
принятое земельное законодательство. При принятии Лесного кодекса
встанет вопрос права пользования участками лесного фонда. Описание
позволит наконец узнать, что на самом деле находится в пределах земель
лесного фонда, кем решен вопрос о выделении, на какой срок, за какие деньги.
А это необходимо знать, чтобы не создавать конфликтных
ситуаций для законопослушных граждан и фирм.

Сегодня очень бурно обсуждается предложение Минэкономразвития о
переходе от лесорубочных билетов к лесным декларациям. Наиболее
грамотным решением, наверное, было бы создание методического кодекса, в
котором четко было бы описано, что имеет право делать лесопользователь, а
что нет. Переходный период в три года позволит перейти от ныне
действующей разрешительной системы к системе декларирования
соблюдения требований.

Как рассказал Сергей Дубровин, в проект Лесного кодекса депутатами
Госдумы сегодня вносятся и новые принципиальные положения: о
необходимости охраны лесов от пожаров, вредителей и болезней, уточнение
правил использования земель лесного фонда для разведки и добычи
полезных ископаемых, ряд норм, регулирующих обеспечение населения в
сельской местности лесной продукцией.

— Последняя норма, кстати, часто обсуждалась на моих встречах с
избирателями 84-го округа, — говорит депутат. — Поэтому я считаю
необходимым усилить нормы, которые обеспечивают беспрепятственный
доступ граждан к лесу. Эта статья должна быть прописана четко и
понятно для всех: что можно, а что нельзя. Жители этих районов должны
быть уверены, что новый Лесной кодекс не ухудшит их положение и они, как
и их предки, смогут заниматься сбором ягод, грибов, шишек и т.д.

Я неоднократно и через депутатские запросы, и в статьях в прессе (в
частности, в газете «Восточно-Сибирская правда») высказывался за
решение проблемы уменьшения вывоза круглого леса из России. Повторюсь:
сегодня мы обеспечиваем до 35% мирового объема поставки круглого леса и
только до 5% — продукции глубокой переработки. До 1917 года основная
часть лесного фонда страны была в собственности
государства. Чистый доход лесного департамента приносил казне 64,3
миллиона рублей. Пиленый и круглый лес продавался в соотношении 50 на
50. Средние цены пиленого леса были в 1,7 раза выше, чем кругляка.

Необходимо и сегодня поднять стоимость леса на корню, ввести
таможенные пошлины. Тогда лесопромышленники займутся внедрением
современных технологий, глубокой переработкой, считает депутат.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры